Алан Цараев: «Арсенал» должен рвать и метать»
«Большое интервью» с Аланом Цараевым (из официального издания ПФК «Арсенал» к матчу 17 августа 2024 года с «Аланией»).
Полузащитник. Воспитанник «Краснодара» и ЦСКА.
Клубная карьера: «Алания» Владикавказ.
В «Арсенале» с сезона-2024/25. Сыграл 4 матча, забил 1 мяч.
В «Большом интервью» 25-летний новичок оружейников рассказал о роли отца-тренера в карьере, давнем знакомстве с Александром Сторожуком, сравнении с Аланом Дзагоевым, годах в «Алании» и победном голе в ворота «Енисея».
- Алан, расскажите о своем детстве и первых шагах в футболе.
- Я родился в Набережных Челнах. Мой отец Альберт Цараев играл за «КАМАЗ». Но буквально через полгода после моего рождения отца позвали в «Гекрис» из Анапы, и наша семья переехала вслед за ним. Там я жил до 11 лет. По завершении карьеры отец стал руководить футбольной школой в Анапе. Одно время это был филиал академии «Краснодара», сейчас уже самостоятельная школа. Папа не хотел отдавать меня в футбол. Решили попробовать греко-римскую борьбу, еще я ходил на шахматы и каратэ. Нигде не понравилось, и в итоге я решил заниматься футболом. Хотя в шесть лет выиграл первенство Краснодарского края по греко-римской борьбе. Ни один вид спорта мне не подошел, а к мячу я сразу привязался. Отец рассказывал, что в один годик, когда он стал брать меня на тренировки, я забирал сетку с мячами и не давал тренироваться команде. Плакал, если мячи у меня забирали.
- Занятия другими видами спорта помогли в футболе?
- В других видах спорта я пробыл не так много, поэтому, наверное, никак не повлияло. Повезло с генетикой, многое от отца передалось. Мама - хореограф, поэтому у меня с пластикой все нормально.
- Условия в анапской школе располагали к занятиям футболом?
- Когда я там занимался, «Краснодар» поставлял экипировку. Плюс отец - тренер. Закладывал необходимые футбольные качества. Не скажу, что инфраструктура располагала, но было нормально. В моем возрасте много ребят занималось. А отец несколько поколений вырастил. Среди его воспитанников Константин Базелюк. Но в целом мало ребят из Анапы пробилось в большой футбол.
- Как проходил ваш переезд из Анапы в Краснодар?
- Очень тяжело. Родители вроде бы недалеко, три часа езды, но было сложно и непривычно без них, я в коллективе почти ни с кем не общался. В итоге немного пробыл в «Краснодаре». Не получилось из-за того, что просто «не пошло», не смог освоиться. Семья решила меня забрать, хотя руководство не хотело отпускать.
- Что значит, когда отец - футбольный тренер?
- У меня есть друг Валико Кобахидзе из Сочи, он сейчас играет за «Сокол». У Валико тоже отец-тренер. Мы с ним сделали вывод, что с такими отцами нелегко (улыбается). Любая тема уходит в футбол.
- После «Краснодара» отправились в Москву.
- Я полгода провел в Анапе. Не смог нормально подготовиться, физические кондиции оставляли желать лучшего. В «Динамо» на первую тренировку в минус 23 вышел в шортах и носках. Даже не было с собой экипировки, чтобы нормально тренироваться. Кто-то из пацанов помог с одеждой. Шла двусторонка. По ее итогам тренер сказал, что я техничный, но в физическом плане не готов, поэтому меня не возьмут. Был вариант попросить знакомых о помощи, но я сказал отцу, что не хочу оставаться по блату. Уехал домой, а потом, спустя полгода, вернулся уже в ЦСКА. Хорошо себя проявил, меня взяли. Наир Тикнизян там был, мой друг Валико Кобахидзе, Никита Мацхарашвили, Дато Кватания... Очень хорошие ребята подобрались.
- Что запомнилось?
- Поначалу, как обычно, было тяжело, но постепенно освоился. Наш интернат мы называли «пансик» за обстановку пансионата. Все жили на одном этаже, человек 50-60. Были, как семья, все делали вместе. В «пансике» работала осетинка тетя Марина. Она после отбоя могла чаем угостить, колбасой... Как вторая мама для нас была.
- При этом у вас был специальный день для тренировок по технике.
- По средам нас отбирали по позициям для таких занятий. Полузащитники, например, отрабатывали передачи, удары через стенку. Все элементы, которые нужны в игре. Очень помогало, как и любое занятие. Было в кайф, когда приходишь на тренировку по технике и «разгружаешься» после тяжелых физических нагрузок. Можно было баловаться с мячом, побить по воротам.
- Что было после выпуска?
- Для выпускников проводили товарищеские игры, по их результатам на совете тренеров выбирали, кого взять в дубль. Так вышло, что я не прошел отбор в дубль.
- И проследовали из ЦСКА в «Афипс».
- Четыре игры провел за любителей в Анапе. Позвали во вторую лигу в «Афипс». Поехал туда, тренировался, жил. Примерно полгода провел в Афипском.
- Вот вы и попали к Александру Сторожуку…
- Стал привлекаться к основе под конец своего присутствия в «Афипсе», начинал в «Афипсе-2». У Саныча тренировался и играл на протяжении некоторого времени.
- Как развивалась дальнейшая карьера?
- Свою роль сыграл Юрий Газзаев, близкий друг отца. Газзаев возглавлял «Волгарь» и пригласил меня на сборы в Белоруссию. Астраханцы вылетали из ФНЛ, и Газзаев порекомендовал отправиться во владикавказский «Спартак». Я поехал, успешно прошел просмотр, а через полгода и Юрий Газзаев пришел туда.
- Вы участвовали в первом этапе возрождения «Алании». Что чувствовали в то время?
- Большую ответственность. С «Аланией» вся моя сознательная жизнь связана. Мыслей, что не получится, не допускал. Рядом были опытные ребята, такие как Шота Бибилов, Тарас Царикаев, Эльбрус Зураев и Ника Пилиев. Они давали правильный импульс команде.
- Вам когда-нибудь говорили, что по манере игры схожи с Аланом Дзагоевым?
- Говорили, сравнивали, потому что я тоже осетин. Приятно, что сравнивают. Я смотрел игры Алана, равнялся на именитого тезку.
- В «Алании» вы работали под руководством Спартака Гогниева. Во Владикавказе он стал внедрять оригинальные розыгрыши стандартных положений. Как в команде к этому относились?
- Положительно. Сначала с юмором восприняли, не поняли эту фишку. Но когда все стало получаться, уже нельзя было не поверить. Смысл хороводов при угловых был в том, чтобы избавиться от опеки. Покружили в штрафной, побежали, а дальше пусть соперник разберет «своих» игроков, если получится. Все детали отрабатывали на тренировках. Два года назад был эпизод в четвертьфинале Кубка России с «Зенитом»: при пробитии штрафного все в линию выстроились перед мячом, а потом по очереди пробегали. Для вратаря в этом элемент неожиданности. Коля Гиоргобиани забил после такого розыгрыша, сравняв счет в компенсированное время - 2:2. В серии пенальти мы выбили петербуржцев из розыгрыша.
- Что же потом случилось в полуфинальной игре с «Динамо»?
- Это футбол. Что угодно может решить исход. Получилось так, что проиграли 0:3, хотя выходили играть только на победу. Шансов у нас хватало.
- Несколько лет «Алания» играет без домашнего стадиона. Как вы находили мотивацию?
- Мотивация была и есть – биться за республику, за свой народ, который не любит проигрывать. Мы всегда играли на победу. Тяжело, когда каждая игра выездная. Мы ведь принимали соперников в Грозном, на дорогу туда тоже тратили время. Но мотивации всегда хватало.
- Какая была задача у команды?
- Всегда только одна – первое место. Нам говорили, надо только напрямую выходить в премьер-лигу. Потому что даже в «стыках» не будет шансов, если стадион на реконструкции.
- Какое сейчас состояние республиканского стадиона «Спартак»?
- У меня в клубе много друзей. Частенько с агрономом разговариваю, он сказал, что уже постелили газон. Говорят, в этом году все будет сделано.
- Что вам дало время, проведенное во Владикавказе?
- Буквально – все. В «Спартаке» и «Алании» суммарно я провел больше семи лет. Я обрел там свою футбольную семью.
- Продолжаете общение с бывшей командой?
- Да, как сказал ранее. «Алания» - моя вторая семья, со многими парнями на связи 24/7.
- Как оказались в «Арсенале»?
- Зимой с отцом были в Краснодаре, зашли в торговый центр и встретили там Александра Сторожука. Тепло пообщались, он сказал, что хочет со мной работать. Перед сезоном у меня возник вариант с одной из команд премьер-лиги, но я выбрал «Арсенал».
- Как приняли в Туле?
- Хорошо. Меня впечатлила база. Я с 17 лет не жил на базе, а здесь она топовая. Свое хорошее поле, тренажерный зал, прачечная, можно в столовую сходить в любое время. Здесь ребята отличные. Мы вместе собирались, разговаривали по поводу предстоящего сезона. Я убедился, что все игроки подобрались целеустремленные.
- В «Алании» вы работали с хорошим знакомым Александра Сторожука Зауром Тедеевым. В тренировочном процессе они похожи?
- Да. У Тедеева и Саныча схожие требования, мне было чуть легче понять, как бежать, как прессинговать, где мяч отбирать.
- Нельзя не спросить о победном голе в ворота «Енисея».
- Я понимал, что идут последние минуты. Соперник бросает аут у наших ворот, было видно, как они будут это делать, что хотят закинуть в штрафную. Постарался выжать все из себя, перехватил мяч, забросил на Ткача. Сережа разобрался, двоих-троих накрутил, отдал Турищеву, тот тоже разобрался, на меня отыграл, я увидел, что Жилкин подключается, он прострелил, игрок «Енисея» вынес мне на ногу – и все.
- Пробили примерно с линии штрафной на удивление хладнокровно.
- Просто само как-то случилось. Когда 95 минут носишься, хочешь выиграть, в такие моменты нужно быть хладнокровным. Сделал свою работу, забил, получилось три очка добыть.
- Кто поздравил с голом?
- Очень много людей – семья, близкие, друзья, всех не перечислю. Спасибо всем, кто разделил со мной эту радость.
- Четыре победы и ничья говорят о высоком уровне готовности команды.
- Всегда есть к чему стремиться, всегда есть какие-то изъяны. Тренерам виднее. Мы получаем удовольствие от контроля мяча, с ним приятнее быть, чем без него. Все понимают, что в ФНЛ любая команда может обыграть любую. Мы не должны позволить сделать так с собой. «Арсенал» должен рвать и метать.
- Какие факторы имеют значение в достижении поставленной перед командой цели?
- Мотивация, выдержка, перелеты и переезды, инфраструктура - все может повлиять. Но без характера, конечно, нельзя добиться успеха.
- Расскажите о семье. Начнем с сестры.
- Сестру зовут Ангелина. Закончила ГИТИС, снялась в «Универе», после чего уехала в Анапу, открыла творческий дом Altura. Занимается с детьми танцами, ставит пластические спектакли.
- Мама - хореограф, значит, и вы отлично танцуете?
- В лезгинке пару элементов знаю, не более того.
- А могло бы такое произойти, что вместо спорта выбрали бы танцы?
- Думаю, отец не одобрил бы этого.
- Какой Алан Цараев после матчей?
- Стремлюсь быть уравновешенным независимо от игры и результата. Сразу после матча даю себе установку, что нужно готовиться к следующей игре.
- Кто ваша невеста?
- Ее зовут Лаура. Знаем друг друга со школы. В 2022 году сделал ей предложение. Она у меня блогер, занимается ведением соцсетей. Вся творческая составляющая нашей пары на ней.
- Вы любитель компьютерных игр?
- Да, играю в Counter-Strike. С ребятами собирались в «Алании», сейчас собираемся в «Арсенале». Невеста подарила PlayStation 5 и «потеряла» меня. До сих пор жалеет (смеется).
- Как празднуете свои голы?
- Максимум, сердечко могу в камеру показать.
- Как проводите свободное время?
- В основном скучно (улыбается). По классике – прогулки, походы в кинотеатры, рестораны. После тренировки могу поиграть, дома с Лаурой смотрим фильмы, сериалы. «Во все тяжкие» недавно посмотрели. Интересны «Выжить в Дубае», «Звезды в Африки» - такие легкие программы.
- Когда приезжаете к родителям, чем занимаетесь?
- В Анапе у меня семья и друзья, со всеми стараюсь по максимуму провести время, которого у меня очень мало.
- Отец находит недостатки в игре сына?
- Он всегда хочет, чтобы я совершенствовался. Я его понимаю и как отца, и как тренера. Раньше я мог вспылить, эмоционально себя проявить. Сейчас отношусь с пониманием.
- Вернемся к футболу. Что скажете о тульских болельщиках?
- Последний раз в такой атмосфере, когда не слышишь, что на поле говорят, играл за «Аланию» против «Динамо» в том самом кубковом матче. Очень крутая поддержка.
- Чувствуете свой вклад в дело возвращения зрителей на трибуны?
- Конечно. Нужно играть красиво, чтобы болельщики хотели прийти на матч, независимо от того, какой день недели.
- Что ждете от нового сезона?
- Ярких побед.
- Что «Арсеналу» ждать от «Алании»?
- Команда сильно поменялась, много новых игроков, новый тренер. Насколько знаю, самые высокие задачи перед командой все равно поставлены. «Аланию» всегда надо опасаться.
Беседовал Алексей Честнов