ГлавнаяНовости клубаАмур Калмыков: «Отдам все силы в каждой игре»

Амур Калмыков: «Отдам все силы в каждой игре»

30-летний новичок оружейников рассказал о своей карьере, давнем знакомстве с Александром Сторожуком, матчах против туляков и своей семье.

- Амур, как стали футболистом?

- Детство провел в Кабардино-Балкарии. Нельзя сказать, что в республике массово развивался спорт. В начале 2000-х у нас в городе Баксан открылся ФОК с бассейном и разными секциями - по каратэ, футболу, баскетболу. Однажды с друзьями зашел после школы, увидел, что идет набор в секцию по мини-футболу. Мне стало интересно, с ребятами делились на команды и играли.

- С высоким ростом у вас были шансы для занятий в баскетбольной секции.

- Долго время я не был высоким, примерно 175-176 см, а почти до двух метров вымахал только в 11 классе.

- Постепенно занятия в мини-футбольной секции переросли в серьезное увлечение футболом. Как это произошло?

- Когда был ребенком, мне и друзьям говорили, что нужно учиться, не было такого, чтобы родители специально отдавали в футбольную секцию. Собирались в ФОКе, чтобы не слоняться по улице. Тренер делил на команды, раздавал манишки, мы играли. Со временем на меня обратили внимание два футбольных тренера. Один приглашал в команду вратарем, другой - нападающим. Я хотел играть в поле, поэтому пошел ко второму тренеру. А когда только начинал заниматься, меня поставили в ворота. Два года подряд признавался в республике лучшим вратарем по своему возрасту, получал награды. Но не было удовольствия, всегда хотел бегать, бить по мячу, забивать.

- Но в случае необходимости можете занять место в воротах?

- Без проблем!

- Каким было футбольное детство?

- В свободное от тренировок время играл во дворе. На тот момент в Нальчике была команда премьер-лиги «Спартак», чтобы туда попасть, требовались знакомства. Мои родители не задумывались, что я могу быть футболистом, да и я никогда всерьез не думал об этом. Только когда стал играть на республиканском уровне с ребятами более старшего возраста и там получалось забивать, появились такие мысли. Поступило приглашение от нальчикского «Спартака», выступавшего уже во второй лиге. Тренировался с основой, а играл на первенство республики.

- Известно, что ваша первая футбольная зарплата составляла 4 тысячи рублей.

- Да еще и не всегда вовремя платили. Мне 16-17 лет было, большие деньги для меня. Отец один воспитывал меня и брата. Я сам мог купить бутсы, какие-то вещи, чтобы не доставлять папе лишних трат.

- Как состоялось твое первое знакомство с Александром Сторожуком?

- Началось с того, что один из моих первых тренеров Аслан Гоплачев позвал в Краснодарский край, я поехал к нему в команду «Кубанская корона». Первенство Краснодарского края достаточно высокого уровня, соответствует примерно средней и нижней части таблицы второй лиги. В одном из матчей я забил в ворота «Кубани-2» и получил приглашение в основную команду. Но меня долго не могли заявить из-за любительского статуса, шесть месяцев тренировался и играл в первенстве края. За два дня до закрытия трансферного окна, 30 августа, позвонил агент и предложил поехать в «Афипс» Александра Сторожука. Я приятно удивился, что профессиональный клуб, который бьется за выход в первую лигу, не просто знает обо мне, но и хочет видеть в составе. Меня заявили за два часа до закрытия окна. В первых двух матчах не смог отличиться, а потом стал забивать. Саныч сыграл в становлении моей карьеры большую роль. Когда рассказываю о нем, всегда говорю, что свой первый профессиональный матч я играл под его руководством. Запомнился этот момент. Рад, что давно знаком с Сан Санычем.

- Дальше в карьере был «Анжи».

- Приехал на просмотр, тренировался 20 дней, все было идеально, меня подписали. Прошел сборы, но стал получать лишь 5-7 минут практики…

- У того «Анжи» были шансы остаться в РПЛ?

- Все упиралось в мотивацию и финансы. Когда не получаешь деньги 3-4 месяца, тяжело настроиться. Реакция у всех разная. Кто-то может собраться и выйти на игру, забыв о проблемах, а кому-то не хватает настроения. Но команда очень хорошая была. В составе ребята, которые поиграли в еврокубках: Армаш, Хубулов, Яковлев, Брызгалов, Прудников... 

- Следующий пункт футбольного пути – «Тамбов».

- Мне несколько раз звонили из Тамбова. Весной 2020 года всех накрыла пандемия коронавируса, два месяца просидел дома. В Тамбове сказали, что нет нападающих, на меня рассчитывают. Я прикинул: до финиша чемпионата восемь матчей, всякое бывает, может, получится себя хорошо проявить, тогда и вся жизнь по-другому сложится. Приехал, но два матча в клубе что-то тянули, не могли заявить. Потом выпускали то на 5 минут, то на 15, то вообще матч не проводился. В «Сочи» все заболели, и «Тамбову» присудили техническую победу, которая помогла остаться в РПЛ. А последнюю игру проводили на выезде с ЦСКА. Тренер Сергей Первушин выпустил меня в стартовом составе. Ситуация такая, что «Тамбову» ничего не надо, а ЦСКА требуется побеждать, чтобы попасть в еврокубки. Вышли с двумя форвардами – в паре со мной Мелкадзе. Армейцы нас возили, в концовке первого тайма удалили Мелкадзе, а в перерыве меня заменили. Первушин сказал, что я не оправдал его ожиданий. До сих пор не понимаю, как я должен был их оправдать. Забить в меньшинстве два-три мяча ЦСКА? Это были последние слова, которые я услышал в «Тамбове», вскоре я покинул команду. В футбольном плане «Тамбов» - худший период в жизни, но в семейной жизни он стал лучшим. У меня родился первый сын. Во всем есть благо.

JDuszm9us30.jpg

- В «Торпедо» у тебя был один из самых ярких отрезков в карьере. Расскажи о нем.

- В команду позвал Сергей Игнашевич. Первые девять матчей не забивал. Помню момент, когда его спросили, почему нападающий не забивает. Он ответил, что верит в меня. Я не подвел: осенью 2020 года за полтора месяца забил 10 мячей. Игнашевич давал мотивацию, оставался на тренировках, учил правильно действовать. Он был защитником, много рассказывал и показывал, как играть против чужой обороны.

- Расскажи, какой матч за «Торпедо» в твоей карьере был самым запоминающимся?

- Ужасный матч. За прямой выход боролись «Торпедо», «Оренбург» и «Факел». В предпоследнем туре мы играли в Красноярске и уже знали, что хабаровчане победили «Оренбург». Думали, что в случае выигрыша гарантируем место в премьер-лиге, потому что даже не представляли, что «Факел» в двух турах на выезде наберет 6 очков. В Красноярске на 85-й минуте Султонов забил, мы выиграли 1:0, в раздевалке празднуем успех. Но президент клуба нас остудил, сообщив, что «Факел» переиграл липецкий «Металлург», то есть мы еще не обеспечили себе прямой выход. Для этого в заключительном туре никак нельзя было проигрывать дома «Кубани». И вот начинается игра в «Лужниках», кубанцы повели 1:0, мы отыгрываемся, а потом Кирилл Большаков забивает со штрафного... 15 минут до финального свистка, счет 1:2 с первого места отправляет нас в «стыки». У трех команд равное количество очков, а мы худшие по дополнительным показателям. Уникальная ситуация, даже в кино такое не придумаешь. Но для нас все закончилось хорошо. На второй компенсированной минуте Алексей Померко с пенальти сравнял счет - мы с первого места вышли в РПЛ! 

- В чем была сила того «Торпедо»?

- В первую очередь, это был дружный коллектив. За счет этого решались задачи. Важно быть единым кулаком. Все были вместе, начиная от массажистов, докторов, поваров, все переживали за команду.

OtU0-Qt2r_0.jpg

- Что пошло не так после выхода в РПЛ?

- Мне не давали много играть. Спустя несколько матчей убрали главного тренера Александра Бородюка, ушли президент клуба, спортивный директор, помощники… Пришел Николай Ковардаев из второй команды, сказал, что не видит меня в составе. Хорошо, это футбол… Не знаю, его ли это была инициатива. Когда я уходил, он сказал, что так бывает у нападающих. Один не забивает, приходит другой, забивной. Вместо меня взяли венгра Косту. Я специально следил за ним. Одну полноценную игру провел, пенальти не забил в Кубке России. Вскоре его убрали. Многое в успехе от людей зависит. В «Факеле» после выхода в РПЛ 80 процентов состава сохранили, а нам дали пять матчей, потом всех убрали.

- Какие впечатления остались от того времени?

- Меня никогда не любили болельщики «Торпедо», но все равно остались хорошие воспоминания, я автозаводцам желаю всего наилучшего. В первую очередь из-за тех людей, которые всю жизнь отдали «Торпедо». Это администратор Капитоныч, физиотерапевт Алексей Борисович Завгородний.  

- За «Торпедо» последовала «Родина».

- Хороший период. Когда меня убирали из «Торпедо», я снова стал отцом, 31 августа 2022 года родилась дочь. Мог остаться в команде, но не хотел сидеть и ждать чего-то. В такие моменты начинаю кипеть, создавать проблемы себе и другим. Появился вариант в Москве, главный тренер «Родины» Дмитрий Парфенов проявил интерес. Все хорошо сложилось, меня тепло приняли. Ничего не поменялось от смены команды: в атмосфере душевного тепла из «Торпедо» я переместился в «Родину». По индивидуальной статистике не сказал бы, что там раскрылся по-другому. Каждый день думал, что могу дать команде больше. Но что-то не позволяло. За два неполных сезона забил 12 мячей – это мало. Не был удовлетворен собой, мог гораздо больше дать команде.

Vv3H6O7JEKE.jpg

- В одном из матчей, на выезде против «Чайки», вы потеряли сознание после столкновения с голкипером соперников, удар коленом пришелся в голову.

- Было страшно, все испугались. Но если бы стал зацикливаться на той ситуации, не вернулся бы в футбол. Пришел в себя, стал шутить, позитивно смотреть на произошедшее. Когда мне показывают этот момент, я не верю даже. Не помню, как меня положили в скорую, как везли... Когда выписался из больницы, все плохие мысли оставил там. Единственное, о чем думал, это о семье. Со всеми может быть такое, что вышел из дома и не вернулся. Меня Всевышний защитил.

- Как появился вариант с «Арсеналом»?

- Мы с Санычем разговаривали еще перед началом сезона. Он сказал, что хотел бы видеть в команде. Летом что-то не сложилось, я остался в «Родине». В зимнем перерыве мне сообщили, что «Арсенал» по-прежнему интересуется. Я был этому очень рад, Сторожук позвонил, сказал, что ждет.  

- Как приняли в команде?

- Первые пару дней было волнение от смены обстановки. По прилете в Турцию со всеми общался, тепло приняли, чувствую себя очень комфортно.

- Первый контрольный матч и первый гол за «Арсенал» уже на второй минуте. Лучше не придумаешь?

- Для уверенности это хорошо. Приятно забивать, приносить пользу команде, чтобы решать более серьезные задачи. Надеюсь, все продолжится в сезоне. 

- Тяжело прошли сборы в «Арсенале»?

- Сложно входил, первые 3-4 дня нелегко было по нагрузке, по интенсивности. Такие плотные сборы последний раз проходил с Игнашевичем. С Парфеновым чуть проще было. У всех тренером разное видение. В «Арсенале» дозировано все, но тяжело. С первого дня нам дали знать, что будем работать, а не отдыхать. Первую неделю вкатывался, но с каждым днем чувствовал себя все лучше.

- Сторожук изменился с момента знакомства в «Афипсе»?

- Какого знал Саныча, такого и встретил. Требовательный во всем.

- Что раньше знали об «Арсенале»?

- Резиуан Мирзов живет рядом со мной, мы вместе в тот ФОК в детстве ходили. У него тоже непростая карьера, но пошло чуть профессиональнее. Когда он играл здесь, всегда смотрел «Арсенал», запомнились матчи с «Зенитом», «Спартаком». Говорили, что против туляков играть тяжело, шансов на простую победу нет. Всегда хорошее впечатление оставалось. С приходом Саныча меня восхищала дисциплина в команде, тяжело приходилось в матчах против «Арсенала». Может быть, защитники туляков даже более жестко со мной играли, потому что Сторожук им говорил вызывать меня на эмоции. Ботака хорошо это делал. Хочу показать Эрвингу эпизод, как он меня берет за руку и выкидывает, а судья фиксирует фол с моей стороны. Я тогда на арбитра разозлился.

v_IizjCzRFw.jpg

- Расскажите о своей семье.

- У меня отец, брат, мамы не стало в 2010 году. Женат, два сына, дочь. Я - счастливый отец.

- Дома вы менее эмоциональный, чем на поле?

- В зависимости от ситуации. Не бывает такого, что где-то я эмоциональный, а дома милый и пушистый. Бывают ситуации, когда могу вскипеть. Дома есть больше вещей, которые успокаивают и сдерживают. С детьми стараюсь быть добрым. Надеюсь, это правильно в плане воспитания и в будущем не аукнется.

- Чем занимается брат?

- Он недавно женился, работает, со спортом не связан. 

- В начале интервью говорили, что не хотели доставлять отцу проблем с лишними расходами.

- Когда матери не стало, у меня появилось понимание, что у отца двое сыновей, мне - 16, брату - 10, и отец должен нас воспитывать, оберегать, кормить, выполнять все мужские и женские дела, чтобы мы были полноценной семьей. Тот труд, который он проделал, воспитывая нас, я никогда не забуду. Я всегда помогал папе, старался найти себе возможность заработать, чтобы не сидеть у него «на кармане».

- Отец – главный критик вашей игры?

- Он не любит давить. Говорит, что надо делать так, как сердце подсказывает. Если начинаю кипеть, успокаивает. Подшучивает, а не критикует, говорит, как есть, например, что мы не можем всегда выигрывать.

- Что пожелаете тульским болельщикам?

- Хочу пожелать, чтобы приходили на игры, чтобы людей на трибунах с каждой игрой становилось больше, мы будем стараться радовать их. Даю слово, что отдам всего себя и все свои силы в каждой игре. Буду выкладываться, чтобы и у меня, и у команды все получилось в достижении цели.

Фото: ФК «Армавир», ФК «Тамбов», ФК «Торпедо» и ФК «Родина»

Рассылка
Новости. Результаты матчей. Интервью.
Согласие на обработку персональных данных.
Вы подписаны на рассылку ПФК «Арсенал»!