Джонатан Окоронкво: «Надо верить в себя»
«Большое интервью» с Джонатаном Окоронкво (из официального издания ПФК «Арсенал» к матчу 7 августа 2023 года с «Енисеем»).
19-летний нападающий в традиционном интервью рассказал о дебюте в «Арсенале», про прозвище Агуэро и своей стране.
Нападающий. Легионер (Нигерия).
Родился в Калабаре.
Футболом начал заниматься на родине, в академии Diamond Star Calabar, позднее выступал за местный клуб Hope of Glory. В 2019 году перешел в «Висту» Геленджик, в 2021 году подписал контракт с болгарским «Ботевом». В феврале 2022 года Джонатан начал выступать за «Краснодар» на правах аренды, летом того же года подписал контракт с «быками». В сезоне-2022/23 выступал за «Краснодар-2» в первой лиге.
В «Арсенале» на правах аренды с сезона-2023/2024. Сыграл три матча.
- Джонатан, момент с ударом в штангу ворот махачкалинского «Динамо» еще долго не забудете?
- Да, осталось чувство досады. У меня был отличный шанс, чтобы принести победу нашей команде. Бил с острого угла, наверное, поэтому мяч не оказался в сетке.
- Чего не хватило «Арсеналу», чтобы забить в первых турах?
- Это трудный вопрос. Мы новая команда, нужно время, чтобы сыграться. Сравнив первый и второй матч, заметите наш прогресс. Еще немного терпения. Сейчас мы не должны в чем-то обвинять друг друга, а как забьем первый гол, так будут и другие. Мы не будем останавливаться.
- Когда откроете лицевой счет в тульской команде?
- Надеялся забить еще в первой игре, с «Ленинградцем», но голкипер помешал. То же было во втором туре. Не теряю надежду, в следующей игре забью.
- Первый гостевой матч сезона против «Акрона» – игра с лидером, к тому же на искусственном покрытии.
- Наша команда очень старалась, но первый пенальти плохо на нас повлиял. Повторюсь, мы старались, нельзя сказать, что играли совсем плохо. Думаю, нам нужно приложить еще больше усилий в следующей игре.
- Август «Арсенал» откроет встречей с «Енисеем», который в прошлом сезоне боролся в переходных матчах за место в премьер-лиге.
- Я уже играл против «Енисея» за «Краснодар-2». Не думаю, что будет сложнее, чем с «Акроном». Это домашний матч, мы должны играть для наших фанатов, чтобы они нами гордились.
- Тульские фанаты могут сравниться по эмоциям с нигерийскими?
- Я вижу, что Тула симпатичный город. Здесь отличные фанаты, они классно поддерживали нас в первых матчах. Не скажу, что в Нигерии ультрас особенно агрессивные. Все фанаты одинаковы: хотят победы, если команда выигрывает, они счастливы.
- Какие цели ставите перед собой в сезоне?
- Определенные цели у меня есть. Хочу работать на прогресс команды и в конечном счете помочь вывести Тулу в премьер-лигу.
- Вы самый быстрый игрок «Арсенала»?
- Хотелось бы думать, что так, но с некоторыми ребятами еще не бегал. У нас еще есть парочка очень быстрых парней.
- На каком языке общаетесь с партнерами?
- Большую часть времени на английском, но русские слова и фразы я понимаю. Самое главное, что на поле мы говорим на языке футбола, с этим нет проблем. А по-русски могу сказать простые слова. В любой стране первые слова, которые изучаешь, это нецензурные слова (улыбается). Я их знаю, но не использую, стараюсь не обижать людей.
- Большую часть свободного времени проводите с Ндукой?
- Не только с Давидом, общаюсь со всеми. Но с Давидом мы долгое время вместе, нас связывает дружба.
- Вы разные по характеру?
- Да, как кошка и собака (смеется).
- Встретили соотечественников в Туле. Например, среди студентов?
- Пока на это нет времени, я весь в тренировочном процессе. Не было возможности толком посмотреть город. Надо держать голову в холоде, чтобы давать результат.
- Вот по поводу холода. Как воспринимаете наш климат?
- Сперва было тяжело, но в России я уже четыре года, привык ко всему. Морозами меня не испугаешь.
- В «Арсенале» времен премьер-лиги заметную роль играли братья Кангва из Замбии. Знакомы с ними?
- О, я знаю одного из них. Он спокойный и умный парень, мы как-то встречались в аэропорту. Он сейчас в «Црвене Звезде», желаю ему удачи! (речь о Кингсе – прим. ред.)
- Что главный тренер требует от вас в игре?
- С Сан Санычем мы знакомы три с половиной года, он привел меня в «Арсенал». Прошлой весной при Сторожуке я впервые сыграл в премьер-лиге за «Краснодар». Коуч знает мои сильные и слабые стороны. Требует от меня не терять фокус, постоянно быть сконцентрированным на поле.
- Кто для вас кумир в футболе, на кого хотели быть похожим в детстве?
- На Серхио Агуэро. Даже в аккаунте в соцсетях я называю себя Агуэро (улыбается). Поэтому меня больше знают не как Джонатана, а как Агуэро. Может быть, я когда-нибудь встречу знаменитого аргентинца, и это будет особенный день для меня.
- Значит, ваш любимый клуб «Манчестер Сити», где Агуэро был лидером атак.
- Да, это «МанСити».
- А как насчет наших лондонских одноклубников?
- «Арсенал» из Лондона - отличная команда, там много талантливых игроков.
- Какой европейский чемпионат вам ближе?
- Английская премьер-лига, это большой чемпионат. Назову еще Испанию. Всегда с интересом слежу за чемпионатами мира, которые проходят раз в четыре года, и Лигой чемпионов.
- Сейчас многие отмечают талант вашего канадского тезки Джонатана Дэвида.
- Знаю этого парня. Он стал одним из лучших бомбардиров чемпионата Франции в составе «Лилля». Тоже пример для подражания.
- Богатые арабские страны инвестируют десятки миллионов долларов в свои клубы. Не станет, к примеру, Саудовская Аравия, новым центром мирового футбола?
- Я бы не сказал, что они займут лидерские позиции, но со временем, вероятно, могут войти в ряд ведущих чемпионатов.
- Все мальчишки в Нигерии мечтают стать футболистами?
- Может, мечтают, но не у всех есть возможности. Тут надо говорить не только о Нигерии, но и обо всей Африке. Ребята голодны до игры, если бы существовала такая возможность, то гораздо больше африканских талантов были бы представлены в европейских клубах.
- Кто самый известный футболист из Нигерии?
- Мне кажется, его знают во всем мире. Это нападающий Виктор Осимхен, который с «Наполи» стал чемпионом Италии.
- Как вы начинали в футболе?
- С улицы. В Африке сложно найти родительскую поддержку. Когда отец возвращался с работы и видел, что я играю в футбол, мог надрать мне уши (улыбается). Но со временем папа стал вникать в футбол, начал меня поддерживать. Я занимался в академии, делал первые шаги, правда, не сразу все получалось. Но в 2019 году мне дали шанс, я приехал в Россию. Это был большой шаг вперед.
- Когда в последний раз были на родине?
- В июне. Навестил семью после окончания сезона. Такой шанс выпадает дважды в году, и это лучшее чувство для любого игрока – провести время с семьей. Конечно, близкие смотрят мои игры, я отправляю им ссылки на трансляции. Если была плохая игра, говорят: надо бороться и верить в себя. Это семейная любовь, она мне очень нужна.
- Расскажите о городе Калабар.
- Я там родился, но большую часть жизни провел в Энугу, это промышленный город на юге страны, там много угольных шахт. Калабар – мегаполис на границе с Камеруном, порт на берегу Атлантического океана. Классный город, там особенно хорошо в декабре, когда проходит традиционный рождественский карнавал.
- Можно ли в Калабаре, Лагосе или другом городе Нигерии безопасно пройти ночью через незнакомый квартал?
- Говоря откровенно, нет. Безопасно себя не чувствуешь иногда даже в дневное время. Я не говорю, что Нигерия – это плохое место, но для собственной безопасности все-таки стоит быть осторожнее. Особенно, если на улицах знают, что ты селебрити, играешь в футбол или что-то такое. Шансы нарваться на неприятности ночью примерно 80%, так что если куда-то идешь, надо быть бдительным, а лучше всего вообще не высовывать нос.
- Продолжим криминальную тему. В СССР орудовала банда «Черная кошка», а в Нигерии есть группировка «Черный топор».
- Я слышал название, но ничего конкретного не знаю. К счастью, никогда не встречался с «Черным топором».
- Нигерию населяет порядка трехсот народностей. Вы к какой относитесь?
- Я из племени Ибо, заселяющего юго-восток страны.
- Какими языками владеете?
- Хорошо говорю на двух: ибо и эфик – это язык по другую сторону реки Кросс. Я знаю и другие наречия, но не скажу, что владею в совершенстве. Это что касается племенных языков. А так у меня английский.
- Сколько детей в нигерийской семье считается нормой? Кроме вас в семье кто-то еще профессионально занимается спортом?
- У нас, как правило, большие семьи. В Нигерии можно иметь столько детей, сколько тебе самому хочется. Если ты сможешь о них позаботиться, никто не будет задавать вопросов. У меня три брата и две сестры, один из братьев также футболист.
- Вы тоже создадите большую семью?
- Об этом еще рано думать. У меня есть девушка в Нигерии, но больше ничего не скажу, потому что это личное.
- Специалисты предсказывают, что к 2100 году Нигерия будет второй по численности страной в мире после Индии с населением 790 млн. человек. Вы рады такому прогнозу?
- Я не знаю, не специалист. Сейчас в моей стране живет больше двухсот миллионов человек. Даже не уверен, что это предсказание правдивое.
- В Нигерии развита киноиндустрия. О чем большинство фильмов?
- В Нигерии снимают много и быстро, но я не могу считать себя поклонником Нолливуда (так по аналогии с Голливудом называют киноиндустрию Нигерии – прим. ред.), смотрел только парочку фильмов. Любовные драмы, комедии, мистика – такие жанры преобладают.
- С российской культурой знакомы?
- Мне кажется, не смотрел пока ни одного русского фильма. Возможно, я что-то посмотрел и не знал, что это ваше кино. Из музыки я люблю Miyagi & Andy Panda, модный хип-хоп.
- К чему до сих пор не привыкли в России?
- Ничего такого нет. Меня все устраивает, вероятно, еще и потому, что я не из тех людей, кто часто выходит в люди.
- У вас необычная и красивая прическа. Можно ли сделать такую в Туле?
- Никаких сложностей с дредами в Туле не возникает. Волосы просто растут, я не делаю с ними ничего особенного. У многих людей в Нигерии такая же прическа, волосы даже длиннее. Я отпускал их в течение почти двух лет. Просто ищу хорошего барбера и объясняю, как подстричь.
- В сентябре вам исполнится 20 лет. Довольны тем, чего удалось добиться в футболе?
- Я скажу и «да», и «нет». Не все соответствует моим планам, никогда ничего не бывает идеально. К примеру, в прошлом году я получил травму и почти год восстанавливался. Хотя до этого находился в своей лучшей форме. Так что у меня по-прежнему есть некоторые трудности с возвращением к оптимальному состоянию.
- Вам нравится, когда вас называют Джонатан. Поэтому на футболке написано имя, а не фамилия Окоронкво?
- Как я уже говорил, у меня есть прозвище Агуэро, немногие знают меня по имени. Когда меня подписали, я выбрал Джонатан. Уверен, что болельщики и комментаторы будут использовать и Окоронкво. А так я продвигаю свое имя, я – Джонатан!
- Последний вопрос. Расскажите нигерийский анекдот или шутку.
- Шутка в том, что я не знаю ни одной шутки из Нигерии (смеется). Я не живу в Нигерии уже много лет, не знаю многих вещей, которые там происходят. За четыре года я только несколько раз побывал на родине. Так что с анекдотом как-нибудь в следующий раз.
Беседовал Евгений Овсянников