Эрвинг Джо Ботака-Иобома: «Футбол – любовь с первого взгляда»
«Большое интервью» с Эрвингом Ботакой (из официального издания ПФК «Арсенал» к матчу 25 ноября 2023 года с «КАМАЗом»).
Защитник. Выпускник школы московского «Торпедо». Клубная карьера: «Солярис» Москва, «Локомотив» Москва, «Локомотив-Казанка» Москва, «Самгурали» Цхалтубо (Грузия), «Велес» Москва, «Луч» Владивосток, «Велес», «Уфа».
В «Арсенале» с сентября 2023 года. Сыграл 10 матчей.
Центральный защитник оружейников осенью дебютировал в «Арсенале». Познакомимся с 25-летним Эрвингом поближе в традиционном «Большом интервью».
- Эрвинг, начнем с вашего детства. Где оно прошло?
- Сначала жил в Тарасовке. Там мама начинала работать, отец из Конго приехал учиться. Говорил, что в России хорошее образование. Мой дедушка был хирургом-офтальмологом, он хотел, чтобы отец учился, но отец хотел играть в баскетбол. В итоге папа нашел причину, чтобы уехать из дома. В детстве я постоянно проводил время в общежитии, мама оставляла меня с ребятами, я бегал с этажа на этаж, все к себе приглашали. Было весело.
- Чем занимаются родители сейчас?
- Мама - кандидат экономических наук, имеет два высших образования, преподает экономику в РГУТИС. Папа занимается логистикой. У него неплохо получалось в баскетболе, в свое время звали в «Химки». Но тогда у семьи особо не было денег, я родился, сталкивались с финансовыми неурядицами. Отец не мог надеяться на спортивные перспективы и выбрал стабильность.
- Как в семье отнеслись к вашему выбору?
- Мама говорила, что в футболе может не быть перспектив, хотела, чтобы я хорошо учился. В учебе помогала мне до 5 класса. А потом, когда я перешел в спортивную школу, увидела, что стараюсь быть самостоятельным, у меня что-то получается, и поддержала мой выбор. Родители вообще всегда меня поддерживали.
- Как стали футболистом?
- Мне нравился баскетбол. Отец играл, его друзья играли, и я постоянно играл. А футбол - любовь с первого взгляда. Когда переехал с родителями в Пушкино, шел с отцом, увидел ребят на площадке, играющих в футбол. Понравилась эта энергия, идущая от поля, и я захотел заниматься. Папа не был против. Хотя он назвал меня баскетбольным именем, но вообще не препятствовал в выборе футбола.
- Сейчас такие уличные площадки для футбола нечасто встретишь.
- Да, их мало. В моем детстве жили в районе, где все знали друг друга, выходили на площадку, играли старшие против младших, смотрели футбол, я был в футбольной атмосфере. Наш район делила железная дорога, и мы собирали составы 12-13 человек и играли сторона на сторону, такое своеобразное дерби. Поле представляло собой твердую землю и немного травы. Команда соперников была сильнее, меня с другом брали играть в нападение. Но и в защите получалось хорошо. В школе «Локомотива» иногда переводили в атаку, потому что хорошо оборонялся, из-за этого соперники на тренировках не могли выполнить упражнение.
- У вас есть младший брат, чем он занимается?
- Алекс сначала пошел в футбол. У него своеобразный характер, пару раз потренировался и понял, что это не его. Сейчас занимается баскетболом. Неплохо получается, все от него зависит.
- Расскажите о своих двойных имени и фамилии.
- «Иобома», как мне говорили, это приставка, означающая у африканцев «не убить». А «Джо» - второе имя, которое позволяет запутать дьявола.
- Знаем, что в детстве проводили лето в Астрахани.
- Ездил к прабабушке. В ее доме всегда был живая, человеческая атмосфера, съезжалось много родных. До дома на машине нельзя было добраться, только на пароме. Я полюбил помидоры, наверное, после поездок в Астрахань. Их прабабушка выращивала, пристально ухаживала за ними. У нее росли помидоры всех цветов – зеленые, красные, желтые, даже фиолетовые. Еще я рыбачил. Настоящее детство было. Правда, не очень люблю абрикосы. В саду у прабабушки были абрикосовые деревья, плоды постоянно падали, а мне приходилось их собирать и выкидывать. Один раз змею обнаружил, испугался и дня три из дома не выходил. На соседних островах много змей водилось. Но из плюсов - кристально чистая вода, мы с двоюродным братом Витей не вылезали из реки целый день. Кстати, Виктор тоже играет в баскетбол.
- Теперь поговорим о начале футбольной карьеры.
- Начал заниматься в СК «Пушкино», это было популярное место. Много хороших ребят там тренировалось, я тоже туда пошел. После первого занятия вообще не мог идти, хотя думал, что всех обыграю. А на второй тренировке дали беговое задание. Начинали от центра поля и делали вираж, то есть, пробегали неполный круг. Я быстро стартовал, всех обгонял. А на половине дистанции вдруг все обогнали меня, я последним прибежал. Наверное, с тех пор не люблю беговую работу, в памяти отложился этот случай. Позже многие ребята перешли в Мытищи, я еще чуть-чуть в Пушкино поиграл, и отец захотел отдать меня в «Локомотив». Изначально выбрал «Спартак», но из Пушкино тяжело было перейти. Взяли в «Локомотив-2», полгода там провел, пришел на просмотр в «Локомотив», меня взяли.
- Ваша команда выделялась?
- Очень сильный год был. Отмечу 1995-й, где играли Миранчуки, и наш. Назову несколько фамилий: Лысов, Куликов, Рыбчинский, Тугарев, Галаджан, Долгов… Среди защитников, наверное, только я на профессиональном уровне сейчас.
- В вашем лице российский футбол потерял вратаря…
- Тренер «Локомотива-2» был вратарем, а я приходил центральным защитником. Но тренер сказал, что у меня данные хорошие, предложил поиграть в воротах. Потом советовали даже оставаться вратарем с перспективой на сборную. А я – ни в какую. Прозанимался вратарем около полугода. Потом пришел в «Локомотив», там тренер все иначе оценил. Сдали тесты, мне сказали, что надо в нападении играть. В итоге у меня были двойные тренировки: занимался вратарем, а потом нападающим. Тренеры что-то свое вносили. Но в итоге все встало на свои места. На турнире в Нидерландах все защитники поломались. Я сыграл в обороне и при переходе на большое поле так и остался защитником.
- Вот откуда ваша многофункциональность.
- Да, теперь, играя в обороне, стараюсь подсказывать. Так как действовал на многих позициях, понимаю, что и как. Это дает мне преимущество, я обычно заранее знаю, что соперник будет делать в той или иной ситуации.
- Играли в молодежке «Локомотива» даже меньше, чем в «Казанке».
- В «Казанке», фарм-клубе «Локо», меня ставили не на свою позицию, было некомфортно. Тогда Геркус работал в клубе, на каждой тренировке присутствовали селекционеры-немцы. Однажды они спросили, все ли меня устраивает. Рассказал о ситуации. На следующей тренировке вышел уже на ту позицию, где хотел, все кардинально поменялось. Интересно было играть против зарубежных соперников. На одном из турниров при подготовке к юношеской Лиге чемпионов мы ни одного матча не проиграли, я хорошо себя проявил. Уже в конце сезона тренер сказал, что мной «Тоттенхэм» интересовался после этого турнира.
- «Казанка» стала трамплином для многих.
- Ее закрыли, потому что результаты не впечатляли. Сменилось поколение и начался спад. Сильные ребята ушли, руководство, наверное, правильно сделало, что закрыло команду. Смысла держать ее не было. Но из «Казанки» много игроков пришло в «Локомотив», это окупилось. Хотя даже были вопросы, почему у нас такие хорошие условия. Мы на сборах, например, играли со сборной Эмиратов.
- Зачем нужен был переход в «Торпедо»?
- Здесь свои нюансы. Мне пришлось уйти, оставалось до выпуска полтора-два года, это самое важное время. Пошел туда, где буду играть. И не прогадал. Выиграли всероссийский турнир, многих ребят взяли в дубль «Торпедо». Меня звали в «Зенит», «Анжи», «Краснодар», но у меня уже был профессиональный контракт с «Солярисом» из второй лиги. Это фарм-клуб торпедовцев.
- Вторая лига закалила?
- Переход в профессиональный клуб всегда тяжелый. Особенно для защитника, потому что цена ошибки высока. Команду тренировал Владимир Маминов, он помог во всех отношениях, благодаря ему переход легко дался.
- Чем запомнился грузинский этап карьеры?
- 2018 год, «Самгурали» - это время и тяжелое, и веселое. Жил на базе. Но там совсем не так, как в Туле. Две кровати в номере, постельное белье, наверное, вообще не меняли (смеется), мышка бегала под кроватью. Но зато было настоящее поле, на котором тренировались. Кутаиси - интересный город. По пути с тренировок проезжал место, где проводятся свадьбы. Дорога длинная-длинная. Бывало, что машин 20 ехали навстречу, приходилось съезжать на обочину и пропускать.
- Какой уровень второй по силе грузинской лиги?
- Грузины техничные. Но где-то тактически ошибаются, где-то физики не хватает. Футбол - атлетичный вид спорта, без скорости и силы тяжело. Если эти компоненты подтянуть, то у второй грузинской лиги хороший был бы уровень.
- Не довелось встретиться с Хвичей?
- В Грузии мог попасть в Рустави, где в то время играл Кварацхелия. Уже тогда говорили, что он в «Локомотив» или «Рубин» уйдет. Позже, когда я за «Уфу» против «Рубина» играл, один болельщик попросил футболку Хвичи. Я с ним поменялся и отдал болельщику, хотя думал, может, себе оставить? Кто мог знать, что Хвича уйдет в «Наполи» и станет на Апеннинах настоящей звездой.
- Чем удивила Грузия?
- Приемом гостей, отношением к детям и религии. Для них дети – самое святое, это бросилось в глаза. И еще страсть к футболу. Был на матче кутаисского «Торпедо» с тбилисским «Динамо». Торпедовцы стали чемпионами в тот год, а матч с «Динамо» – дерби. Какой-то болельщик был настолько злой, когда не забили, что кидался программкой. И на эмоциях только несколько минут спустя извинился.
- Расскажите про грузинское гостеприимство.
- Когда начал играть в Кутаиси, все хорошо относились, подвозили. В «Самгурали» перед каждым выездом игроки сдавали деньги на что-то. Я тоже хотел участвовать, но у меня никогда не просили. Даже когда в ресторанах сидели после игр, все скидывались, только у меня не брали как у гостя. Вратарь у нас был африканец. У него тоже не просили. Он жил в доме, где внизу продуктовый магазин. И там для него был своеобразный безлимит.
- На минеральные источники ездили?
- Я был и в новом Тбилиси, и в старом. Но немного времени там провел. Успел прогуляться, но не везде.
- В Россию с какими эмоциями возвращались?
- Время в Грузии положительно повлияло на меня. Когда я в хорошем расположении духа, мне все легко преодолевать. Возник вариант с «Велесом». Поехал туда, все удачно сложилось.
- Каким оказался «Велес»?
- Частичка моего сердца там осталась. Когда набиралась команда под ФНЛ, я был уверен в ней, в глубине души на сборах чувствовал, что все нормально будет, даже когда товарищеские матчи проигрывали. Много ребят хороших пришло, такой сплав молодых и опытных получился. Пришли нападающий Артем Максименко, игравший в молодежке «Арсенала», полузащитник Мамаду Майга, который сейчас в «Нижнем Новгороде». Он из любительской лиги. Когда Мамаду пришел на первую тренировку, я сказал, что это топ-игрок, его надо брать. Футбол не обманешь, сейчас Майга стабильно играет в премьер-лиге. Сначала к «Велесу» не относились серьезно. Но я понимал, что наши результаты не просто так. Правда, после паузы случились моменты, которые нас надломили. Могли бы в сезоне-2020/21 в четверке оказаться, но заняли в ФНЛ восьмое место.
- Сезон-2021/22 провели в премьер-лиге в составе «Уфы». Что вам дал уфимский период карьеры?
- Большой опыт, и в человеческом, и в футбольном плане. После «Уфы» меня трудно чем-то удивить. Знаю, что многие ребята эмоционально реагируют на судей. А я спокоен. «Уфа» закалила.
- Главный тренер уфимцев Алексей Стукалов, с которым работали в «Велесе», эмоционален?
- Чем-то похож на нашего Саныча. В Уфе, когда у «Рубина» выиграли, настолько эмоционально переживал, что не смог сидеть на скамейке и ушел во время матча, мы три минуты без главного тренера играли. Стукалов может найти удивительные слова. В «Велесе» серия неудачная была, а тут матч со «Спартаком-2». Против нас вышли Роша, Ташаев, Игнатов, Ещенко. Тренер сказал: «Сильный ветер ломает слабые деревья, докажите, что вы не такие». В итоге мы их разнесли 5:0.
- С каким чувством в сентябре этого года переходили в «Арсенал»?
- В «Арсенал» очень хотел, сердцем чувствовал, что буду здесь играть. Мог еще 3-4 года назад перейти. Как-то под эгидой ПФЛ проводился турнир «Переправа» для молодых футболистов второй лиги. Я вышел не на своей позиции. В итоге так сыграл, что стал лучшим защитником. Любая команда держится на коллективе, а у нас коллектив был очень хороший. На турнире присутствовал селекционер из Тулы, сказал, что во мне заинтересованы. Но по каким-то причинам переход сорвался. Этим летом узнал, что меня приглашает «Арсенал», в это же время были звонки и из других клубов, но единственная команда, куда я хотел – это «Арсенал».
- Провели одну тренировку и против «Шинника» вышли в стартовом составе.
- Я следил за командой, нравилась игра, я видел большой потенциал. В первый день Саныч провел теорию, я понял его требования. Мне нравится стадион в Туле, я люблю играть на натуральном поле. Конечно, в первом матче волнение было, не хотел подводить Сторожука, в итоге все удачно сложилось, мы одержали «сухую» победу.
- Аккурат с вашим дебютом у «Арсенала» началась длительная беспроигрышная серия.
- Перед началом сезона команда собиралась в спешном режиме, приходили футболисты из клубов, играющих в разных схемах. Игра складывается из мелочей, если их не выполняешь, результат не приходит. Все ребята слушают тренера, стараются выполнять установку, поэтому такие результаты.
- В игровом плане «Арсенал» сейчас сильно отличается от того, каким он был в момент вашего появления в команде?
- Нужен был период, чтобы все пришли к одному знаменателю по физике и тактике. Ребята поймали волну. Болельщики хорошо поддерживают, это очень чувствуется. Поддержка придает эмоций и сил.
- Вы почти в каждом матче бьете по воротам, но голов пока нет.
- Не зацикливаюсь на этом. Но хочется забить, конечно, надеюсь на это.
- У чужих ворот часто выбираете такую позицию, что остаетесь без опеки защитников.
- Я был нападающим, понимаю, как оторваться от соперника, знаю, что делать, чтобы было некомфортно меня держать.
- В чем нам нужно добавить?
- Бывают моменты, что мы останавливаемся. Понятно, есть куда расти каждому из нас, есть моменты, где можем лучше сыграть. Держать темп 90 минут и все четко делать - в этом надо прибавлять. Это нормально, когда команда понимает, что устает и откатывается назад, чтобы «подышать». Но современный футбол требует высокого темпа, хорошей организации. Должно быть качество.
- Психология у «Арсенала» поменялась?
- Меняется. Матч с «Родиной» был очень важен. Нужно уметь побеждать со счетом 1:0, это непросто. И уметь побеждать хороших соперников. «Родина» - сильна и по составу, и по игре. После таких побед появляется уверенность. Майкл Джордан говорил, что уверенность не придет, если ничего не делаешь. Она придет, когда ты знаешь, что нет слабых мест. Так и у нас, уверенность будет приходить от матча к матчу.
- Какие матчи «Арсенала» отметите?
- По качеству - игру с «Родиной». Пожалуй, назову матчи с «Шинником» и «Кубанью». Хотя в некоторых моментах нам повезло. Если мы где-то хорошо играем, но заканчиваем вничью, это позже возвращается в везении.
- Как проводите время вне футбола?
- Люблю ютуб. Тренер советовал посмотреть интервью Слуцкого и Тутберидзе. В фигурном катании я дилетант, но в процессе просмотра начал что-то понимать. Последнее из прочитанного – роман Джоджо Мойес.
- Что смотрите на ютубе?
- Если вижу интересные рекомендации, смотрю. Подписан на канал 808. Он про новые технологии.
- Смогли бы пойти на программу «Так нельзя»?
- Почему бы и нет. Я люблю посмеяться, в том числе и над собой. У меня таких историй достаточно.
- Сами могли бы брать интервью?
- Нет. Мне кажется, грамотный интервьюер должен действовать не по шаблону, быть начитанным, обладать поставленной речью, уметь во многих вещах разбираться. Меня бы могли врасплох застать во время интервью.
- Какой Ботака человек?
- В жизни я спокойный, Весы по знаку зодиака. Но на поле не должно быть авторитетов, когда играешь за команду, которая тебе, как семья, стесняться не надо.
- С Тулой успели познакомиться?
- В каждом городе стараюсь обойти все по максимуму. По Туле гулял часа четыре. Понял, что Тула кайфовая вечером, заметил много старой архитектуры. Люблю делать фото. Обратил внимание на здание с надписью «Служа закону, служу народу» (УМВД России по городу Туле возле стадиона – прим. ред.). У города своя атмосфера, вижу красоту в мелочах, мне Тула понравилась.
- Какие впечатления от наших болельщиков?
- От болельщиков кайфую. Надеюсь, их будет больше. Мне нравится атмосфера на стадионе, она заряжает. С трибун могут выкрикнуть «молодец» или еще что-то. В Англии весь стадион может аплодировать какому-то одному удачному действию игрока. В Туле тоже есть такое.
- Каким видите «Арсенал» в следующем году?
- Не хочу загадывать, все мысли об игре с «КамАЗом». Уверен, мы профессионально подойдем к сборам, выполним всю работу. Весенний отрезок - это как бы отдельный турнир. Уверен, что все для нас сложится хорошо.
- Получаете удовольствие от футбола в «Арсенале»?
- Да, и вижу это по глазам пацанов. Самое главное, чтобы команда верила в то, что дает тренер. Я был в разных командах, где было и так, и иначе. Если игроки не верят в то, что дают тренеры, шансов нет. А нам сейчас дают то, что требует современный футбол. Конечно, не все получается. Но мы стараемся, нам это нравится, хотим, чтобы это продолжалось.
Беседовал Алексей Честнов