Марин Карамарко: «Победа – лучший подарок»
«Большое интервью» с Марином Карамарко (из официального издания ПФК «Арсенал» к матчу 14 апреля 2024 года со «СКА-Хабаровск»).
Легионер (Хорватия). Защитник. Родился в Пуле.
Воспитанник ФК «Омладинац» Враньич, ФК «Солин», «Хайдук» Сплит.
Клубная карьера: «Хайдук», «ОСК» Оток, «Вал» Каштел Стари, «Хайдук», «Гошк» Габела (Босния и Герцеговина), «Мура» Мурска Собота (Словения), «Хартберг» (Австрия).
Выступал за юношеские сборные Хорватии.
В «Арсенале» с весенней части сезона-2023/24, сыграл три матча.
Первый в истории тульского футбола представитель Хорватии дебютировал за «Арсенал» в гостевом матче с «Кубанью». Познакомившись c Марином, мы поняли, что у центрального защитника не только профессиональное отношение к делу, но и отличное чувство юмора.
- Марин, знаете, что по итогам 25 тура вошли в символическую сборную лиги по версии ФНЛ?
- Мне показали товарищи по команде, хотя я не был подписан в социальных сетях. Это приятный момент.
- В первом тайме матча с «Тюменью» сделали почти голевую скидку Короткову, против которого опасно действовал соперник. Как оцените свою игру?
- В защите я был хорош, но нужно больше стараться в атаке. Моя задача, чтобы за мной всегда быль ноль.
- Удивлены судейством в матче с «Тюменью»? В Хорватии тоже так судят?
- Да, я удивлен. В Хорватии все не так. Но с судьями или без судей надо побеждать.
- Приходилось раньше в карьере играть без зрителей?
- Такое случалось во время коронавируса в Словении, могу сказать, что у нас было много фанатов в «Муре» и в австрийском «Хартберге». Это непривычно, когда пустые трибуны, но в любом случае мы должны были брать три очка.
- 14 апреля, в день матча со «СКА-Хабаровск», вам исполнится 26 лет. Какой подарок будет самым лучшим? И вообще какие подарки предпочитаете от близких?
- Победа – лучший подарок, нам нужно закрепиться в группе лидеров. Самый большой подарок, когда моя семья, мои близкие здоровы, других презентов мне не нужно.
- Тогда расскажите о своей семье
- Мама, папа, бабушка. От них самая большая поддержка. Со спортом они не связаны. Отец – генерал армии, мама работает, бабушка отдыхает на пенсии.
- Для защитника нет ничего лучше, чем играть на ноль?
- Это основа моего стиля игры, соперник не должен забить. Это моя главная задача.
- В трех матчах с вашим участием «Арсенал» не пропустил.
- Это не только моя заслуга, всей команды. Есть и другие центрбеки, я хочу до конца сезона отыграть на ноль, тогда буду самым счастливым человеком в профессиональном плане.
- Обычно рослые центральные защитники подключаются на стандарты.
- Надеюсь, тульские фанаты увидят мои голы. В Словении я головой забил за «Муру» в ворота «Триглава».
- На каком языке общаетесь с партнерами на поле и в быту?
- За полем говорю на английском, потому что мой русский не так хорош. В игре - микс русского с английским. Выучил для подсказа несколько слов: «право», «лево», «спина», «пошли». Но поскольку все в игре происходит быстро, иногда забываю русский и перехожу на английский.

- Пару раз так отдавали назад мяч, словно проверяли Никиту Кокарева на бдительность.
- Мы играем с вратарем, хорошую длину дает наш кипер. Пока я привыкаю к ритму, нужно адаптироваться, чтобы показывать стопроцентный результат. Вы мои сто процентов еще не видели.
- В тактическом плане «Арсенал» похож на ваши прежние команды?
- Нет, тут другая игра. Именно поэтому мне нужно чуть больше времени для адаптации. В Словении было по-другому. В защите я не переживаю, но при стандартах в атаке мне еще нужно поднатореть.
- Уровень футбола в первой лиге соответствует высшей лиге Словении?
- В словенской лиге больше тактики. Здесь преобладают беготня и единоборства. На мой взгляд, первая лига России больше сравнима с австрийской бундеслигой.
- Какая в «Арсенале» атмосфера? Кто больше всех шутит?
- Мне нравится атмосфера в команде. Ткач, наш капитан, человек с юмором. Некоторые шутки я понимаю без перевода.
- Россия огромная страна, раньше вам не приходилось так много перемещаться на матчи.
- Если нужно, могу лететь хоть 25 часов, я готов к этому. Это моя работа.

- До «Арсенала» доводилось бывать в России? Что вас здесь удивило?
- Нет, раньше в вашей стране не бывал. Но я общался с друзьями, которые играли здесь. Они сказали, что по ментальности Россия и балканские страны похожи, поэтому мне будет комфортно. А что удивило? Пожалуй, ничего. Хотя нет… Мне очень нравятся сырники. Я даже Сашу (переводчик Александр Микеров – прим. ред.) прошу, чтобы он нашел их мне в магазине. Еще нравится хачапури, пусть это другая кухня. В целом русская кухня похожа на балканскую.
- Первым легионером из Хорватии в чемпионатах России стал защитник Анте Пешич, перешедший в 1999 году из «Шибеника» в ЦСКА. С тех пор немало ваших соотечественников с успехом играло в России.
- Некоторых знаю лично. Деян Ловрен выступал за «Зенит», а с его младшим братом Давором я играл в юношеских сборных Хорватии.
- Как сборной Хорватии, представляющей страну с населением в четыре миллиона человек, удается быть на виду в мировом футболе, становиться призером Кубков мира?
- У нас талантливые люди, талантливая страна. В Черногории, Боснии, Сербии, Словении тоже много хороших футболистов. Разница в том, что мы в Хорватии, как одна большая семья, поэтому такие результаты.
- Как долго еще будет играть Лука Модрич, которому осенью исполнится 39 лет?
- Наверное, один – два года.
- Вы родились в тот год, когда Хорватия впервые стала призером чемпионата мира. В 1998-м во Франции блистали Давор Шукер и Роберт Просинечки. Наверное, это был знак для вас стать футболистом?
- Кем я мог стать, знает только Бог.
- Помимо футбола, в Хорватии популярны баскетбол, гандбол, водное поло, теннис. Пробовали себя в этих видах спорта?
- В детстве я неделю мог потренироваться в баскетбол, неделю поплавать. Неплохо играю в гандбол и баскетбол, могу забросить трехочковый.

- А как начинали в футболе?
- В пять лет тренер взял на индивидуальные занятия в Сплите. Потом уже занимался с командой. Сразу играл в центре защиты или в центре полузащиты.
- На кого хотели быть похожим в детстве?
- Идола в футболе никогда не было, а пример для меня в жизни – мой отец.
- На чемпионате мира в Катаре четвертьфинал Хорватии с Бразилией был едва ли не самым драматичным на турнире. Мало кто верил, что вашей сборной удастся пройти пентакампеонов.
- У нас каждая игра была драматичной. Сначала по пенальти прошли Японию, потом сравняли счет с Бразилией в конце дополнительного времени и тоже лучше пробили серию 11-метровых. Я был с семьей в Сплите, смотрел матчи по телевизору.
- Как в Хорватии отмечали третье место сборной?
- Люди вышли на улицу, был настоящий фестиваль, все ждали возвращения игроков из Катара.
- Хорватия отобралась на Евро-2024 в Германии. Фаворитами называют Францию и Англию. А какие шансы у вашей сборной?
- У Хорватии всегда есть шансы, против всех.
- Чемпионат мира 2026 года примут США, Мексика и Канада, в финальной части сыграют 48 сборных. Что думаете о глобализации в футболе?
- Я не думаю о таких материях, мое дело играть.
- Игра за словенский клуб «Мура» – пока лучший период в карьере?
- Нет, лучшее время - это «Хайдук», я был в молодежном составе. Вообще игра за Сплит для меня лучшее, что можно представить. В то время начались «терки» с контрактом, потому что в клубе стали работать не самые хорошие люди. Возникли проблемы. Если вы спросите, за кого я бы хотел играть - за мадридский «Реал» или «Хайдук», я выберу «Хайдук». У нас просто сумасшедшие дерби с «Динамо» Загреб и «Риекой».
- Матчи с «Динамо» у вас называют Вечное дерби.
- Словами не могу передать атмосферу, это надо видеть. 35-тысячный стадион «Полюд» становится похож на вулкан, в тысячу голосов поет фанатская группировка «Торсида». Такое нигде больше не встретишь.
- В ноябре 2021 года в составе «Муры» вы обыграли в Лиге конференций «Тоттенхэм» – 2:1. У соперников Кейн, Сон Хын Мин, Лукас Моура…
- Ничего особенного, мы играли лучше. Эта победа - заслуга всей команды. Конечно, не каждый день выходишь против Кейна и Деле Алли. Таких игроков постоянно нужно держать в фокусе. На одну секунду потеряешь фокус, Кейну этого достаточно, чтобы обыграть и забить.
- Футболками со звездами «шпор» не менялись?
- Я не люблю это. Хочу достичь того уровня, чтобы у меня просили джерси.
- Совладельцем «Муры» был российский бизнесмен Антон Хозяинов, поднявший клуб из третьего дивизиона в чемпионы Словении. Общались с ним?
- Не общался. От вас узнал, что он, к сожалению, умер в 2022 году.
- Какой опыт получили в Австрии, выступая за «Хартберг»?
- Играть против «Зальцбурга», «Штурма», «Рапида» - отличная школа, в австрийском чемпионате много единоборств.
- Хартберг известен рождественской ярмаркой, а недалеко и венская опера.
- Я был на ярмарке. Из музыки предпочитаю немецкий рэп. Немного понимаю по-немецки.
- В России есть люди, которые хотели бы возвращения Советского Союза. Есть в Хорватии те, кто желает возрождения Югославии?
- Нет, таких я не знаю. Прошлое вернуть невозможно.
- Расскажите о своем родном городе Пула, который упомянул Данте Алигьери в «Божественной комедии».
- Я там только родился, а вырос в Сплите. Давайте лучше о Сплите. Это чудесное место на берегу Адриатического моря.
- Могли бы для друзей из «Арсенала» провести экскурсию по Сплиту? Что бы показали в первую очередь?
- Они будут с девушками или без? (смеется). Но куда бы мы ни пошли, все будет прекрасно. Я бы предложил отправиться на море, посидеть в ресторане или кофейне.
- В Сплите есть хорошо сохранившийся с III века дворец Диоклетиана.
- Нет, мы слишком молоды, чтобы идти к древнеримскому памятнику. Мы будем пить кофе и наслаждаться солнцем (улыбается).
- На вашей родине популярны рыбалка и вино.
- Пиво и вино я не пью в принципе, мне это не нравится. А вот рыбные блюда – это для меня все, за рыбу убью (смеется). Сам на рыбалку не хожу. Ненавижу сидеть два часа, чтобы поймать одну рыбешку.
- По темпераменту вы, скорее всего, холерик.
- Я на позитиве. Говорю, что есть, мне нравится быть откровенным. Худшее, что может быть, шептаться за спиной. Если вы ко мне хорошо относитесь, то и я хорошо, если вы плохо, то и я соответствующе.
- Считается, что из Хорватии пошла мода носить галстуки. Вы какого стиля в одежде придерживаетесь?
- Мой стиль – спортивный. Мне неинтересно выглядеть утонченно, по-пижонски.
- То есть увидеть Марина в смокинге нет шансов?
- Если только соберусь на какой-нибудь торжественный ужин, и то это будет не цивильный костюм, а пиджак с джинсами.
- А на собственную свадьбу как оденетесь?
- На свадьбу, может, оденусь красиво. А может, пойду прямо так, в спортивке (с улыбкой показывает на эмблему «Арсенала» на груди).
- В Хорватии почти 700 островов, из которых только около 50 обитаемые. Можете себя вообразить Робинзоном Крузо? Без чего не могли бы обойтись на необитаемом острове?
- Возьму воду, мобильный телефон и плейстейшен. Рыбка там есть, значит, еды мне хватит.
- А девушка?
- Нет, о ней надо слишком много думать (улыбается).
- Как зовут вашу подругу?
- Я об этом не говорю, это личное.
- Собака породы далматинец, родиной которой считается хорватская Далмация, есть у вас?
- У меня есть собака, но не далматинец. Смесовая по кличке Бони. Был мопс Боно, но, к сожалению, умер. Иногда мне кажется, что собак люблю больше людей. Люди могут делать гадости, а собака никогда не подведет.
- Ваши многочисленные тату что значат?
- На правой руке – в честь мамы, бабушки, собаки, о Далмации и религии. Мы с мамой родились в апреле: она 24-го, я 14-го. На левой руке просто красивые картинки. Есть еще татуировки на спине, но я о них забыл, потому что давно не видел (смеется). Там ангелы.
- Почему выбрали №44 на футболке?
- Потому что в моей жизни всегда присутствует цифра «четыре». Даже если будильник ставлю на 8.30, проснусь в 8.34.
- Верите в приметы?
- Верю в Бога, все остальное не так важно.
- Как вы оказались в «Арсенале»?
- Мне сказали ехать в «Арсенал», и вот я здесь. Моя работа – хорошо играть в футбол.
- Можно сказать, что все идет так, как надо?
- Да, каждую игру я стараюсь выдавать свой максимум. Семья в Сплите, приехать не могут из-за сложностей с визой. А в остальном все отлично.
Беседовал Евгений Овсянников