Маттео Алинви: «Война и мир» - сложная книга. Даже на французском»
«Большое интервью» с Маттео Алинви (из официального издания ПФК «Арсенал» к матчу 13 сентября 2025 года со «Спартаком» Кострома).
Легионер (Бенин/Франция). Полузащитник. Клубная карьера: «Генгам», «Ним», «Дижон» (все – Франция), «Чукарички» (Сербия), «Вестерос» (Швеция).
Игрок сборной Бенина.
В «Арсенале» с весенней части сезона-2024/25. В первой лиге сыграл 13 матчей, забил 2 мяча.
Маттео Алинви – первый представитель Бенина в российском футболе.
26-летний полузащитник о начале карьеры во Франции, игре против Бубакара Камара, переходе в «Арсенал», достопримечательностях Бенина и подарке переводчика оружейников Александра Микерова.
- Маттео, ваша фамилия звучит как Алинви, а на футболке написано Ахлинви. Как правильно?
- Обе версии правильные. Во Франции говорят Алинви, а в Бенине – Ахлинви.

- Вы уже полгода в России, поделитесь впечатлениями.
- Мне все нравится, немного знаю язык, стараюсь запоминать новые слова. Уже увидел Москву, и в целом сложилось впечатление, что здесь хорошие люди и хорошая страна. Тула - прекрасный город, с ребятами-легионерами ходим в рестораны. Сейчас установилась теплая погода, все здорово.
- Не все легионеры учат русский язык. Почему взялись за него?
- Когда приезжаешь в другую страну, важно знать язык для коммуникации с партнерами, тренерами. К тому же это хороший шаг для саморазвития.
- Что удивило в России?
- Люди удивили вежливостью, мне всегда говорят: «Доброе утро!», «Приятного аппетита!». Я к такой доброжелательности не привык, поэтому удивился.
- В первом же матче за «Арсенал», в Набережных Челнах, поразили ворота соперника…
- Забил со штрафного. До ворот было далеко, поэтому не обошлось без везения, голкипер ошибся.
- В «Арсенале» вы нечасто исполняете штрафные удары.
- Все зависит от дистанции и расположения на поле. Кирилл Большаков отлично бьет, у него сильный удар. А мы с Милошем Брновичем чаще исполняем подачи со штрафных.
- В России уже пришлось столкнуться с матчами в морозную погоду.
- В первом матче против «КАМАЗа» пришлось выходить на поле при температуре минус 8-10 градусов. Играть было тяжело, особенно с учетом того, что мы только вернулись со сборов в Турции. Но за весну успел привыкнуть. Летом, конечно, намного комфортнее играть.
- Тяжело ли привыкать к матчам на искусственных полях, которых много в первой лиге?
- Любой игрок предпочтет натуральное поле. Приходится адаптироваться. Но это наша работа, а условия одинаковые для каждой из команд.
- Весной не всегда попадали в стартовый состав. Как считаете, почему?
- Возможно, причиной стала адаптация к новой стране, новой культуре, но и решение тренера сказалось. Я старался, тренировался на полную, но борьба за попадание в состав - часть процесса.
- Долго раздумывали о переходе в «Арсенал»?
- Нет, никаких сомнений не было. Я знал, что перед командой стоят высокие цели, и я хотел быть частью этих целей, сражаться ради клуба, ради болельщиков, ради побед.
- Что мешало весной добиваться хороших результатов?
- Мы показали себя не с лучшей стороны, сейчас надо сконцентрироваться на настоящем и не думать о прошлом.
- Как изменился тренировочный процесс с приходом Дмитрия Гунько?
- Мне нравятся тренировки, мы много работаем над тактикой, командной игрой. Изменился и игровой почерк. Новый тренер – новый стиль. Сейчас мы много работаем над переходами, это такая фаза игры при потере мяча, когда нужно сразу же его отобрать и взять под контроль. Во всех домашних играх мы старались демонстрировать атакующий футбол. Но, к сожалению, не смогли добиться победы.
- В тренерском штабе есть Дмитрий Кудряшов, который играл во Франции и знает родной для вас французский язык.
- Да, он часто мне помогает, дает различные советы. Здорово, что в команде есть такой человек, который может подсказать и на поле, и за его пределами. Очень благодарен ему за это. Он хорошо говорит по-французски, теперь у нас три «француза» – я, Саныч и Саша-переводчик, который является еще и моим учителем русского языка. Мне с ними просто в общении.
- Какое сложилось впечатление о русской кухне?
- Большое спасибо работницам столовой на базе, очень вкусно готовят, мне все нравится. И в ресторанах хорошие блюда, но борщ или окрошку я еще не пробовал.
- Как наладили свой быт?
- Все хорошо, но примерно месяц назад был случай в такси. Я проехал минут пятнадцать и только тогда понял, что еду не туда. Таксист стал ругаться, но я, к счастью, ничего не понял.
- В Туле не так много людей, знающих французский язык. Вызывает ли это неудобства?
- У меня есть контакты проживающих здесь двух докторов из Бенина, мы общаемся в социальных сетях, иногда встречаемся, чтобы выпить кофе и поговорить по-французски. Еще есть тренер Саныч и переводчик Саша. Современные средства связи всегда позволяют позвонить семье. Мне важно иметь возможность поговорить по-французски, а не только по-английски или по-русски.
- В сложный для команды период без побед минувшей весной не хотелось ли прибегнуть к африканским обрядам, чтобы исправить ситуацию?
- Колдовство не нужно. Надо работать, тогда все точно пойдет на поправку. Футбол – это про работу и про уверенность. А так как я верующий человек, думаю, бог нам тоже поможет.
- В первых матчах этого сезона у болельщиков складывалось впечатление, что игроки чувствуют себя неуверенно на поле.
- Нужно выигрывать, чтобы вернуть уверенность. Ментальная составляющая важна в футболе. Мы все в команде сейчас над этим работаем.
- Летом вызывались в сборную Бенина. Вливаться после этого в тренировочный процесс «Арсенала» было сложнее?
- Я провел две недели в сборной, там были хорошие тренировки и по возвращении чувствовал себя так же, как и другие игроки команды.
- Маттео, вы родились во Франции, но решили выступать за сборную Бенина.
- Это был сложный выбор. Мой отец из Бенина. И когда мне исполнился 21 год, я выбрал родину отца. Бенин - отличная футбольная африканская страна. У нас множество классных игроков, большинство из которых выступают во Франции в Лиге1 и Лиге2. Есть футболисты, которые играют в Германии, Болгарии, Египте. Такой неплохой «микс». Наша главная звезда? Это капитан сборной Стив Мунье, один из самых заметных нападающих французской лиги. Играл за «Брест», сейчас играет в немецком «Аугсбурге». Он как старший брат для сборной.
- Что значит для Бенина выход в финальную стадию Кубка африканских наций?
- Попадание в финальную часть имеет большое значение для фанатов и для страны. В 2019 году мы не участвовали в турнире. Надеюсь, в конце года отлично сыграем в Марокко.
- А какие шансы отобраться в финальную стадию чемпионата мира?
- У нас сложные соперники - ЮАР и Нигерия, они считаются фаворитами. Но в футболе всякое бывает, будем биться за победу и постараемся порадовать своих поклонников.
- В сборной Бенина есть футболисты, которые могли бы пригодиться «Арсеналу»?
- Вряд ли. Я сомневаюсь, что кто-то может нас усилить. В «Арсенале» хорошие игроки, мы справимся своими силами.
- Каков уровень бенинской сборной?
- В Африке мы скорее аутсайдеры, далеко не самая крутая команда на континенте.
- Что можно посоветовать тулякам, если они пожелают посетить Бенин, государство на западе континента?
- Замечу, что в Бенине есть русские. А желающим посетить страну будет интересен Атлантический океан, пляжи на побережье Гвинейского залива, на севере можно найти сафари. Рекомендую сходить в музеи, где рассказывается о рабстве, что важно для просвещения современного человека. Можно узнать про религию вуду и ее смысле. И еще в Бенине классная еда.
- Африканские легионеры «Арсенала» рассказывали, что в детстве встречали на улицах своих городов зебр и жирафов.
- Я родился и вырос во Франции, поэтому никаких животных не видел. Моя мама француженка, а папа из Бенина. Он приехал туда учиться в 25-летнем возрасте.
- Как начали заниматься футболом?
- Это было на юго-западе Франции, в Бордо. И случилось все из-за моего брата, он тоже играл в футбол. Чуть позже увлечение стало серьезным. Брат играл в США и Бельгии, но сейчас оставил футбол. В пятнадцать лет я пошел в академию «Генгама». Это хорошая академия, там готовят сильных игроков. Например, Людовик Блас с «Нантом» взял Кубок Франции, сейчас он в «Ренне». Академия находится в маленьком городе, что даже хорошо. Так проще сконцентрироваться на футболе. Я провел в академии четыре года, это был отличный опыт. Успел поиграть с именитыми футболистами, в том числе с Маркусом Тюрамом.
- Что было после академии «Генгама»?
- В 2019-м я попал в «Ним». Это было правильным шагом, потому что «Ним» играл в Лиге1. И город там отличный, на юге Франции, там очень тепло. То есть я начал карьеру во Франции с высшей лиги.
- Уровень Лиги1 очень высок.
- Играли против больших игроков и команд. Было тяжело, но в то же время невероятно полезно. Настоящий футбол – это сильные соперники, большие стадионы, толпы болельщиков. В Лиге1 много талантов, ими Франция славится. Для меня сложнейшим оппонентом был Бубакар Камара. Он был очень хорош в «Марселе», а сейчас играет в «Астон Вилле» и является, на мой взгляд, одним из лучших полузащитников в мире. В Лиге1 огромная конкуренция, но мы были близки к тому, чтобы остаться в ней. Мне сложно рассуждать на эту тему: если уж «Ним» вылетел, значит мы того заслужили. Я сыграл 20 матчей и забил два мяча.
- Затем вы перешли в «Дижон».
- Это был колоссальный проект. В клубе свежая инфраструктура: новый стадион, новый тренировочный центр. В «Дижоне» я уже созрел как полузащитник. В Лиге2 провел два сезона (44 матча, 2 гола – прим. ред.).
- После этого сменили Францию на Сербию.
- «Чукарички» - мой первый опыт за пределами дома. Сначала было тяжеловато, но, к счастью, в команде играли французские футболисты, которые помогли мне адаптироваться. В целом в Белграде все сложилось хорошо.
- А как возник вариант с «Арсеналом»?
- Агент позвонил мне и спросил: «Как ты смотришь на то, чтобы играть в России?» Сразу ответил, что хочу, и он сказал мне про «Арсенал» из Тулы. Я знал этот клуб. Если ты следишь за футболом, ты всегда в курсе новостей и событий. Через агента я связался с Кинсом Кангвой и Лукой Джорджевичем, которые играли в Туле. Они оба хорошо отозвались о городе, клубе и болельщиках.
- Вас как человека, хорошо знающего французский футбол, удивила легкость, с которой ПСЖ выиграл Лигу чемпионов?
- Не удивила. Парижане давно стремились к этому, это лучший клуб во Франции на протяжении долгих лет.
- Насколько знаем, в свободное время вы получаете образование.
- Да, обучаюсь онлайн по направлению «бизнес и маркетинг».

- Какие предпочтения в музыке, кино, книгах?
- Слушаю французский и американский хип-хоп, а еще афробит. Из фильмов нравятся японские аниме. Читаю книги про культуру Африки, французскую литературу. Переводчик подарил мне роман Льва Толстого «Война и мир» на французском языке, но это огромная книга, сложная для прочтения. Я знаю, что родина Толстого находится неподалеку от Тулы.
- Как оцениваете атмосферу на тульском стадионе?
- Мне нравится, как фанаты поют и поддерживают нас в каждой игре, поэтому мы должны отвечать им победами.
- Чего ждете от начавшегося сезона?
- Выигрышей и повышения в турнирной таблице, потому что «Арсенал» - большой клуб, который заслуживает того, чтобы играть на хорошем уровне.
Беседовал Алексей Честнов