Сергей Кузнецов: «Скромность украшает»
- Сергей, позвольте начать беседу с вашего психологического портрета, составленного из собственных наблюдений. Вы – человек с характером. Не сказать, что душа нараспашку, но жизнерадостны, общительны, не обделены чувством юмора. Правда, на контакт с журналистами идете не слишком охотно. Согласны с такой оценкой?
- Близко к истине. Насчет разговоров с прессой – это действительно не самое любимое занятие, представляете, сколько уже раз рассказывал о себе? (Улыбается) Характер есть. Нравятся люди с внутренним стержнем, способные преодолевать обстоятельства.
В футбол папа отвел семилетним мальчиком, учился в гимназии в футбольном классе. Правда, раньше пару раз сходил в секцию дзюдо, но сразу понял, что этот вид спорта не для меня.
Мой характер закалился, когда в 13 лет уехал из Орла в московский интернат «Ника». Повзрослел быстро. Как мы жили? Три небольшие комнаты, в каждой по десять ребят, койки в два яруса. Переходный возраст, мегаполис с множеством соблазнов… Но я всегда держал себя в руках – соблюдал режим, никогда не курил, не испытывал тяги к алкоголю.
- Переход во взрослый футбол тоже был стремительный.
- В семнадцать лет в раменский «Сатурн» позвал Романцев, но вскоре Олег Иванович покинул команду. Позвонил Павлов и предложил попробовать силы во владивостокском «Луче». Так состоялся дебют в первом дивизионе. В восемнадцать играл в премьер-лиге в московском «Динамо», во главе которого ненадолго встал Романцев. Это был 2005 год. Провел 14 матчей в чемпионате и 3 в Кубке России. К сожалению, из игры меня выбила травма спины.
- Как считаете, что разглядел в вас авторитетный тренер?
- Не знаю, это лучше спросить у Олега Ивановича. Каждый тренер видит в игроке что-то свое, я так думаю.
- То «Динамо» наполовину было португальским.
- Дерлей, Данни, Манише, Коштинья, Фрешо, Жорже Рибейру… Конечно, помню. Что бы там ни говорили о некоторых из них, португальцы отличались профессиональным отношением к делу. Те же Коштинья с Манише неизменно выходили предельно мобилизованными на тренировки, всегда в щитках. В «Динамо» числился совсем еще молодой бразилец Тиагу Силва, которого в наши дни считают лучшим защитником в мире.
- Из «Динамо» в 2006-м вы перешли в столичный «Локомотив».
- У бело-голубых не было постоянства с тренерами: Романцев, временно Кобелев, Вортманн, снова Кобелев. Пришел Семин, предложил остаться, но я все же решил уйти. Вспоминая тот год, виню себя, наверное, надо были прислушаться к словам Юрия Павловича. Хотелось попробовать себя в «Локо». Мой отец всю жизнь проработал в Орле на железной дороге, был машинистом. Эта подсознательная тяга, видимо, тоже сказалась. К сожалению, локомотивский период карьеры для меня не сложился.
- В вашем послужном списке также значатся самарские «Крылья», «Кубань», «Ростов», «Химки», «Мордовия». Немало клубов сменили к 28 годам.
- Так складывается моя футбольная жизнь. Много чего повидал, не везде складывалось успешно. Но ни о чем не жалею, ни на что не сетую, потому что всегда отдавался игре на сто процентов. Добавлю, что мне всегда везло на коллектив, всегда хорошо общался с партнерами, и никогда не было такого, чтобы по какой-то причине пять человек выкладывались на поле, а пять – нет. Вот стычки на почве самой игры случались. Защита могла быть недовольна, что нападение не забивает, а у тех встречные претензии. Но это чисто рабочие моменты, которые ничуть не портят атмосферу в команде.
- Что скажете о своем возрасте?
- Двадцать восемь лет по футбольным меркам – это уже не молодость, но еще и не старость, конечно. Такой средний возраст. Когда только попал в команду мастеров, считался молодым и перспективным. Спустя годы техника осталась при мне, стало больше физической мощи, пришло понимание, что не надо бежать, как говорится, без головы.
- О будущем часто задумываетесь?
- Нет, стараюсь жить сегодняшним днем. Как-то отдыхали вместе с давним товарищем по «Динамо» Жидрунасом Карчемарскасом, защищающим ныне ворота турецкого «Газиантепспора». Зашел разговор о дальнейших планах, и Жидрунас говорит мне: «Что думать о будущем? Все идет своим чередом, надо брать каждый миг жизни». Я с ним полностью согласен.
- Давайте тогда о недавнем прошлом поговорим. Первенство ФНЛ 2013/14 для вас получилось скомканным из-за травмы.
- В первом же домашнем матче с «Сибирью», подавая угловой, порвал подколенное сухожилие и выбыл на два с лишним месяца. Мне вообще «везло» с новосибирцами. Еще в составе «Мордовии» весной 2012 года во встрече с «Сибирью» в игровом единоборстве мне сломали нос и повредили зубы.
- Зато в прошлом октябре вы забили в Новосибирске и помогли «Арсеналу» одержать крупную победу.
- Правильно. (Смеется) Но вскоре нога снова дала о себе знать, играли ведь на синтетике.
- Сейчас как себя чувствуете?
- Спасибо, в полном порядке.
- Как переживаете победы и поражения?
- Стараюсь забывать о неудачах, потому что футбол – это большие физические нагрузки. Зачем себя лишний раз накручивать? Хотя после 0:5 вдруг да возникает мысль: зачем я в футбол играю?
- Это вы после осеннего фиаско в Ярославле?
- Нет, я привел абстрактный пример.
- Тульские болельщики нередко отмечают ваши удачные действия. Высокую культуру паса, например.
- Это приятно. Но если быть откровенным, я не очень люблю публичную похвалу. Начинаю краснеть и ощущать психологический дискомфорт. Мне довольно тех слов, которые скажут в мой адрес тренеры и товарищи по команде.
- Скромность – одна из черт вашего характера?
- Да, и это отчасти объясняет мое редкое общение с журналистами. Скромность украшает. Чем говорить, лучше выйти на поле и показать свое умение. Мой отец внимательно читает спортивную прессу, не пропускает ни одного номера «Спорт-экспресса», изучает оценки, которые мне ставят после матчей репортеры. Но я спокоен ко всему этому, потому что знаю о себе гораздо больше.
- Вы уже в третий раз вышли в премьер-лигу.
- Впервые это произошло с «Кубанью» в 2008 году, тогда, кстати, познакомился с Владимирычем (Александр Филимонов – прим. Е.О.), который защищал ворота краснодарцев. Затем был успех с «Мордовией» и вот теперь с «Арсеналом».
- Что скажете о команде из Саранска?
- «Мордовия» по делу стала первой в ФНЛ, нас ждет непростой матч. О самом Саранске могут говорить только в превосходных тонах, потому что там нашел будущую жену. (Улыбается)
- Что для вас как для центрального полузащитника важнее – сделать результативный пас или забить самому?
- Важнее всего командный успех, мои действия на поле должны этому способствовать.
- Почему «Арсенал» мало забивает в премьер-лиге?
- Сложный вопрос. Где-то не везет, но главная причина, на мой взгляд, в нашей психологии.
- Итог недавней встречи с «Кубанью» как можно объяснить?
- Как большую несправедливость. Тяжело отойти после таких поражений, мы ведь заслуживали как минимум ничью. Однако футбол все решил иначе.
- Существует футбольный бог, который все видит?
- Нет, конечно. Кому молиться? Есть удача, фарт. Вот чего нам не хватило с кубанцами.
- Вы верите, что «Арсенал» поднимется в таблице?
- Верю. Нам непросто, но мы выходим на поле не дурака валять. Надо чуть перетерпеть, будут победы и очки соответственно.
Выход «Арсенала» в премьер-лигу стал своего рода культурным шоком для Тулы. Мы все должны работать по-максимуму. Это касается клуба, инфраструктуры. Понятно, что есть определенные сложности, но постепенно, маленькими шажками мы сможем закрепиться на качественно новом уровне.
- С Тулой успели познакомиться?
- Хороший город со своими традициями, причем не только в футболе. Немало городов видел за карьеру, но придерживаюсь народной мудрости: где родился, там и пригодился. А мой дом в Орле, там и родители живут.
- У вас не возникало желания помочь малой родине в футбольном плане? Орел дал большому футболу Семина, Кирьякова, однако сейчас даже во втором дивизионе не блещет.
- Такое желание есть, но надо, чтобы все, кто принимает решения, этого захотели. Стадион там необходимо привести в порядок.
- Российский футбол развивается?
- Если судить по московскому «Динамо», то да. Девять лет назад, когда играл за бело-голубых, это была сильная команда с Данни и Дерлеем. В этом сезоне «Динамо» по подбору исполнителей, пожалуй, самый могучий клуб РФПЛ с амбициями в Лиге Европы.
- Почему же сборная разочаровала на бразильском мундиале?
- Ну, об этом аналитик Бубнов все расскажет. (Смеется) Каждый должен заниматься своим делом: кто-то тренирует, кто-то играет, а кто-то комментирует.
- Если не футбол, кем бы стали в жизни?
- Дворником! (Смеется) В школе не отличался математическими познаниями, но успешно учился в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики. Управление компаниями – моя специализация. Со временем можно будет попробовать в той же «Нике», где совершенствовался как футболист.
- Что вам поднимает настроение?
- Успех в работе, востребованность.
- Счастье для вас – это…
- Быть рядом с семьей. У нас с супругой Катей растет маленькая Даша, ей годик и три месяца. Многие отцы хотят, чтобы родился мальчик, а я больше хотел девочку. Ее ведь нужно лелеять, защищать. Очень ценю такие моменты, когда удается выбраться к семье. Вообще по натуре я домосед. С детства отец научил любить природу, брал на рыбалку, за грибами. Это тоже доставляет удовольствие. Правда, порыбачить теперь стало платной услугой. Ездим на пруды под Орлом, там лещ, карп, карась. Мой размер – это чтобы на сковородку положить. Особенно нравится рыбалка с ночевкой.
- В людях что цените?
- Умение быть собой. В нашем роду все с характером. Вот старшая сестра Оля - майор полиции.
- Какую книгу сейчас читаете?
- Катя посоветовала «Монах, который продал свой «Феррари» Робина Шармы. Интересное и поучительное произведение о самосовершенствовании и истинных ценностях. Не все в этом мире материально.
Беседовал Евгений Овсянников
Фото Андрея Варенкова и Максима Котенева