Владимир Мазов: «Футбол состоит из нюансов»
Футболисты клубной академии 2005 года рождения (тренеры Владимир Мазов, Владимир Бездельгин) стали победителями юношеского первенства Тульской области. Для выявления сильнейшего потребовался «золотой матч» с новомосковским «Химиком». Академия «Арсенала» выиграла его по пенальти.
- Владимир Владимирович, как оцениваете выступление команды в областном первенстве?
- Двоякое впечатление. Ребята молодцы, выиграли турнир. Но на протяжении всего сезона интрига заключалась только в конкурировании с двумя новомосковскими командами – «Химиком» и УОР. Между нами и этими коллективами в очных встречах решалось, кто какое место займет. Остальные, к сожалению, не могли составить конкуренцию. «Химику» мы на выезде уступили, дома победили. С УОР сыграли в гостях вничью, на своем поле выиграли. В итоге для выявления победителя первенства потребовался «золотой матч». Перед ним были некоторые кадровые потери, тяжело далась игра. Но тем слаще победа для ребят. Я считаю, заслуженно выиграли. Закончить этап юношеского футбола и выиграть чемпионат области перед переходом во взрослый футбол – то событие, которое игроки будут вспоминать всю жизнь.
- Отдельно взятый «золотой матч» будет иметь значение для футболистов в дальнейшем с точки зрения игрового развития и опыта?
- В любом случае, футболист лучше и быстрее растет через призму побед. Перед игрой была двухнедельная пауза, которую не смогли заполнить товарищескими матчами. Готовились, тренировались, знали, как играет соперник. Как назло, по разным причинам в стартовом составе потеряли пятерых. Но те футболисты, которые их заменили, ничего не испортили. Я стараюсь говорить своим ребятам, что мы сильны групповыми, командными взаимодействиями. Даже если кто-то выбывает, его может заменить игрок со скамейки.
Непосредственно для этой игры взяли ребят 2007 года – вратаря Матвея Холина и центрального защитника Дениса Замарахина. Им по 14 лет, но они соответствовали всем нашим требованиям. Матвей вообще стал героем матча, вытащив два пенальти. Для игроков в плане футбольного роста это значительный подъем. Да и для всей команды был некий экзамен. Мы выиграли, значит, не просто так тренировались, веры в свои силы прибавилось. На этом багаже будем продолжать двигаться вперед, есть мысли и понимание, как будем играть против мужских команд в чемпионате области. Наша тренерская стезя – направить игроков, а в дальнейшем все зависит от них. Если ребята захотят прогрессировать, придется где-то пересиливать себя, правильно тренироваться, правильно питаться. Иначе ничего не получится.
- Какая обстановка была в команде перед «золотым матчем»?
- Вся подготовка шла в тренировочном процессе, в недельном микроцикле. Сейчас вспоминаю, что в моей небольшой тренерской карьере перед матчем была самая короткая установка. Я просто пришел, назвал состав и ушел. Никого не надо было настраивать. Мотивация била через край. Это было видно по ребятам уже в ходе тренировок, глаза горели, все готовы. Никаких слов не нужно. Это «золотой матч».
- У игроков сложный возраст, своеобразный начальный этап взросления. Должен ли тренер быть в таком случае еще учителем и воспитателем?
- Тренер изначально должен быть воспитателем, педагогом. По сути, мы и есть тренеры-педагоги. Для ребят, исходя из их возрастной психологии, мы на первом месте среди тех, кто своим примером, действиями и отношением к тренировочному процессу показывает, как надо поступать. Тренер подчас заменяет родителей. Казалось бы, 16 лет – возраст самостоятельности. Но они – взрослые дети, которых надо направлять и в социальном, и в бытовом плане, учить всему. Наша тренерская работа заключается не только в обучении действиям на поле, но и за его пределами.
- Приходится общаться с родителями, школьными учителями?
- С родителями в меньшей степени общался. А звонки от педагогов были, о неуспеваемости в школе, например. Остро на это реагирую. Считаю, прежде всего важно здоровье и образование. Реальность такова, что в профессиональный футбол целыми командами не переходят. А здоровье и образование остаются на всю жизнь. Не будет здоровья – не будет ничего. Не будет образования – кем ребята станут после того, как закончат с футболом? Естественно, проводим личные беседы, общекомандные собрания. Ребят уже давно изучил, есть определенная психологическая карта каждого ребенка. К каждому нужен подход. Кого-то надо подбодрить, кому-то дать день отдыха. По крупинке собираю эту команду, которая выходит на поле.
Родители всегда на связи, не вмешиваются в тренировки, но поддерживают ребят, приходят, переживают. У нас сложился хороший коллектив не только командный, но и родительский.
- Важный психологический аспект связан с предстоящим переходом из юношеского футбола во взрослый.
- Сам переход из детско-юношеского футбола в мужской всегда сложный. Если прежде у нас были игры, где мы оказывались заведомо сильнее, то теперь в чемпионате области предстоит играть со взрослыми соперниками. Для них «Арсенал» - раздражитель сам по себе. Каким бы ни был оппонент, против нас никто не сыграет вполноги, все будут биться. Здесь проявится весь диапазон качеств ребят. Проявится, кто сможет дальше прогрессировать, вести конкуренцию за место в составе. Впереди тяжелый год в этом плане. В январе начнется областной турнир «Снеговик», уже там можно делать первые выводы. Для команды академии большой плюс, что с нами рядом, в одном здании, и молодежка «Арсенала», и «Арсенал-2». Естественно, тренеры будут приходить, может быть, кого-то брать на просмотр. Все зависит от самих ребят.
- Сравним нынешний юношеский футбол с начальным этапом вашей игровой карьеры. Условия для занятий, очевидно, изменились в лучшую сторону. А претерпела ли изменения методика организации тренировочного процесса?
- Теперь совершенно другой подход. Я вспоминаю себя в 16 лет, никакой методологии и направленности в тренировках не было. Раньше приходили на занятие, просто в «квадрат» играли, технический комплекс делали, били по воротам, играли в футбол. Сейчас игра совершенно другая, более интенсивная, силовая. Теперь футбол состоит из нюансов. На них обращаем внимание. Все микроэпизоды отрабатываем на поле. Я задался вопросом, смог бы 16-летний Владимир Мазов играть в той команде, которую сейчас тренирую? Скорее нет, чем да. Эти ребята сильнее. Но мы были сильнее ментально. У нас была другая психология. Это поколение более техничное, более тонко разбирается в тактике. А психология иногда «страдает». При этом современный тренировочный процесс в разы отличается в лучшую сторону.
- Раз уж затронули вашу игровую карьеру, то нельзя не вспомнить, что в составе «Арсенала» вы провели более 100 матчей в первенствах России, становились с тульским клубом победителем турнира во втором дивизионе, а будучи футболистом томской «Томи», поиграли в премьер-лиге. Игровой опыт помогает в тренерской деятельности?
- Я обычный среднестатистический футболист. В сборной страны не выступал, премьер-лигу «понюхал» чуть-чуть. Если говорить о втором дивизионе, то действительно поиграл везде, во всех зонах, и на «Западе», и на «Востоке», и в других. В первой лиге налетался на всю жизнь от Калининграда до Владивостока. А в остальном… Не отличался техническим оснащением, не было от природы какого-то таланта. Добивался чего-то за счет трудолюбия, работы, характера.
Да, есть хорошие моменты, которые обязательно нужно вспомнить. Это 2003-2004 годы в Туле. В сезоне-2003 выходил в первый дивизион с «Арсеналом». У нас тогда был хороший коллектив на поле и в быту. Главный тренер Валерий Третьяков поставил отличный футбол. Мы сами получали удовольствие от игры и тренировочного процесса, получали удовольствие зрители. Это переходило в результат. Плюс по игрокам был отличный подбор. Связка «2К» – Коровушкин-Климов, на мой взгляд, «связка на века», сильнейшая на то время. Отмечу Букиевского, Тищенко, Бурова, Везденецкого, Гунько…
Сезоны-2003-2004 в «Арсенале» – самое яркое впечатление. Я прогрессировал здесь как игрок, команда прогрессировала, со мной как футболистом стали считаться. Более опытные ребята помогли, тренеры. Отношение болельщиков обязывало. Я туляк, это мотивировало выкладываться, чтобы выйти потом в город и честно смотреть в глаза поклонникам футбола. Никогда не было такого, чтобы я недобежал, недоборолся.
Для моей карьеры тренера сейчас важно, что поиграл во всех зонах второго дивизиона. Узнал, что на востоке, юге, на Урале разный футбол, специфичный. Ребятам это рассказываю, основываясь на собственном опыте. Делюсь, каково подолгу добираться на матчи на поезде, самолете. Понимание бытовых условий, которые влияют на игру и результат, стало для меня важным приобретением в тренерской работе.
- В своей работе уместно использовать какие-то наработки, взятые у тех специалистов, под руководством которых тренировались?
- Футбол меняется. Видение игры, которое было у тренеров того времени, сейчас не совсем подходит. С 2013-го года я начал тренировать. Анализируя себя, понимаю, что поначалу копировал упражнения из своей игровой практики. Да, они нравились, все было здорово, ребята удовольствие получали, в игровом плане многое удавалось. Но потом, когда начал учиться, стали возникать вопросы: а зачем использовать такое упражнение, сколько задействовано игроков, какая скоростная работа проделана и много других… Не учтешь все эти нюансы, ничего не будет получаться в матчах. Если проводить тренировку ради тренировки, то и в игре будет так же, футболисты будут выходить на поле и просто что-то делать. Надо тренировать игровые ситуации, определенные модели, которые должны использоваться. Примерно с 2016-го года я стал искать себя как тренер, выстраивать модель тренировочного процесса, вникать в нюансы. Все совершенствую, анализирую. А брать и копировать что-то у других тренеров… Мы же знаем, что копия всегда хуже оригинала. Повторю, делал так только первые два года. Теперь вся игровая карьера ушла в историю. Я - тренер, все прошлые заслуги не имеют значения. Моя работа – анализировать, корректировать, воспитывать, направлять.
- Эмоции игрока и тренера сравнимы?
- Лучше быть игроком (улыбается). Когда находишься на поле и ошибаешься, нет времени переживать, сразу включаешься в другой момент. Тренер свою работу делает в тренировочном микроцикле, готовит команду к игре. На происходящее на поле тренер не может повлиять, только сделать какую-то корректировку. При этом надо понимать, что ребята находятся в стрессовой ситуации, всегда под давлением, у них разная техническая оснащенность и физическая готовность. Поначалу я был эмоциональным тренером, много выкрикивал. Теперь работаю над собой. Тренер должен быть эмоционально сдержан. Все слова только по делу, подсказывать только рабочие моменты. Кричать у бровки и прыгать… Вряд ли это поможет игроку, тем более ребенку.