ГлавнаяНовости прессыИнтервью с Александром Сторожуком об «Арсенале» и «Краснодаре»

Интервью с Александром Сторожуком об «Арсенале» и «Краснодаре»

Большое интервью главного тренера туляков специально для Metaratings.ru. 

Александр Сторожук – один из лучших тренеров в МЕЛБЕТ – Первой лиге. 44-летний специалист, прошедший через всю клубную вертикаль «Краснодара», третий сезон работает в «Арсенале». При нём тульский клуб регулярно претендует на выход в РПЛ, а заодно меняет подход к футболу, развиваясь «по-краснодарски».

– Мы уже третий год подряд общаемся с вами на сборах. Сейчас ситуация в клубе располагает к сдержанному оптимизму в плане долгосрочных перспектив. Это заметно по вашим трансферам.

– Это вынужденная мера. Мы проанализировали нашу предыдущую работу и поняли, что собирать каждый год новый состав – неблагодарное дело. Болельщики должны видеть в наших игроках кумиров, а у нас в команде 12 человек на правах аренды. Это не очень перспективная история. Вместе с руководством мы пришли к единому мнению, что необходимо стабилизировать состав. Мы хотим подписывать на долгий срок перспективных ребят, которые будут отстаивать честь города и команды. Уверен, мы движемся в правильном направлении.

– У вас в команде появляются футболисты из экзотических стран. Как вы их находите?

– Что касается доминиканца Рейеса, он несколько лет играл в Казахстане, поэтому уже адаптирован к этому микроклимату. Уровень футбола тоже схож. Это сыграло важную роль в его приобретении, к тому же Рейес очень перспективный парень. Маттео Алинви уже успел отличиться в Лиге 1, он молодой и талантливый футболист. Мы отслеживали и рассматривали те варианты, которые подходят под наши условия. Понятное дело, что иностранцы едут сюда, чтобы повысить свой игровой уровень и попасть в РПЛ. Наверное, это их основополагающая цель. Если ты зарекомендовал себя в ФНЛ – точно можешь претендовать на повышение в классе.

Снимок экрана 2025-02-07 в 11.59.47.png 

– Кажется, Алинви пока тяжеловато, а Рейес уже адаптировался.

– Алинви в расположении команды всего несколько дней, так что пока ему сложно. В физическом плане он готов на 30%. Это большая проблема, но у нас ещё есть время. Мы нашли индивидуальный подход к Алинви, чтобы он как можно быстрее набрал форму. Это вопрос времени.

– Как идут переговоры по немцу Сенаду Яровичу?

– Это наша самая затянутая история, так как игрок не может дать чёткого ответа. Обе стороны постоянно взаимодействуют, но вместо точки мы продолжаем ставить запятые. Конечно, нам необходим игрок такого уровня, как Ярович. Самое важное, что он умеет забивать голы, а у нас с этим большие проблемы. В первой половине сезона мы растранжирили очень много голевых моментов, так что нам нужен новый игрок в атаке, который способен взаимодействовать не только с партнёрами, но и в одиночку.

Также мы ищем футболистов на фланги и в линию обороны. Мы находимся в поисках каждый день, но диапазон выбора очень невелик, учитывая лимит на легионеров.

Снимок экрана 2025-02-07 в 12.03.02.png  

– В это межсезонье в Первой лиге творится какое-то безумие на рынке игроков. «Торпедо», «Балтика» и «Черноморец» делают очень громкие трансферы.

– Если у клубов есть такие возможности, то почему бы и нет? Они правильно делают, что приобретают качественных игроков – их результативные действия будут способствовать привлечению зрителей на матчи ФНЛ.

– А какие возможности сейчас у «Арсенала»?

– Мы хотим приобретать хороших футболистов, но вопрос стоит ребром. Сложная ситуация, которая была раньше в «Арсенале», становится более стабильной. Мы движемся вперёд. Вынужденный трансфер Максима Кайнова, например, помог нам приобрести двух футболистов.

– Если «Сочи» не выйдет в РПЛ, Кайнов вернётся в клуб и вы сохраните деньги за аренду.

– Да. Вот такая история в теории может оставить нас в плюсе втройне.

– В этом сезоне у вас нет задачи выйти в РПЛ?

– Я многократно говорил о том, что конкретные задачи необходимо ставить заранее, а не по ходу сезона. Мы лидировали на протяжении 14 туров, а потом пошли какие-то аномальные травмы. Я не мог себе представить, что такое случится. Надеюсь, что всё это останется в прошлом. Не будь этих травм, мы бы точно зацепились за первые места и выход в РПЛ.

– Показалось, что «Арсенал» пробил свой потолок и завысил уровень ожиданий после тех 14 туров.

– Да, нам пришлось в быстром режиме искать замены в составе. Футболистам пришлось моментально внедряться в команду: Волков и Семенчук, например, только приехали, а на следующий день уже играли. Было просто нереально не просесть в турнирной таблице в таких условиях. Команда была в шатком состоянии, так как постоянно приходилось добирать кого-то из игроков, не зная их возможностей – отсюда и провальные результаты. Мы с пониманием относимся к этой ситуации. В некоторых матчах мы доминировали и имели множество моментов, но помешали индивидуальные, простые ошибки. Мы транжирили свои шансы, поэтому такой результат.

– Замену Окоронкво вы так и не нашли?

– Да, это сложно. Это игрок линии атаки, который отлично закрывал позицию центрального нападающего. Окоронкво – это штучный товар и дорогое удовольствие. Он обладает скоростью, результативностью и умением решать всё в одиночку. Это ценные качества.

– Сейчас в воротах вы наигрываете Михаила Цулая из «Ростова» в качестве лимитчика?

– Есть такая задумка. Не могу сказать, что мы хотим повторить историю Кокарева, хоть они и схожи по качествам. Конечно, нам хотелось бы иметь вратаря-лимитчика, если нам ставят такие условия.

– Как относитесь к правилу лимитчиков?

– Всё, что рождается искусственно, не имеет никакого смысла. Я считаю, что это какая-то спекуляция и завышенные требования. Не вижу в этом никаких плюсов, так как этим правилом мы делаем только хуже. Если вратарь перспективный и интересный, то ни один тренер не будет держать его на скамейке и говорить о том, что он неопытный.

Некоторые ребята, которые играют в РПЛ, моложе наших лимитчиков. Что это такое? В топовых чемпионатах и сборных даже 17-летние футболисты выходят на поле. 23 года – это уже зрелый игрок, а не лимитчик. Если продолжать эту историю, то нужно снижать возраст, но я считаю, что это ни к чему хорошему не приведёт.

Снимок экрана 2025-02-07 в 12.06.10.png 

  – Вы работаете в Туле уже практически три года. Это достаточно большой срок по меркам российского футбола. У вас есть конечная цель?

– Естественно, у меня цель – работать в Премьер-Лиге. Я это озвучивал уже не раз. Как вы знаете, были предложения из Премьер-Лиги, и не одно, но на тот момент я понимал, что очень много в Туле примерно завязано на мне. Сложно было представить, что я могу уйти. Видел, что команда прониклась этой идеей и, в принципе, не давала повода [для моего ухода]. Если я бы видел, что уже всё, нету ни страсти, ни энергии, тогда можно было что-то говорить, но я не мог в тот момент оставить команду. Считаю, было бы неправильно уйти по ходу сезона.

– Самое конкретное предложение у вас было от «Балтики». Вас звали еще до назначения Талалаева на совсем другие финансы. Сейчас не жалеете?

– Да всё, что ни делается, к лучшему. Считаю, что всё относительно.

– А из Нижнего Новгорода было конкретное предложение?

– Да, было конкретное предложение, но опять же, в Туле есть некие договорённости с руководством, и я честно и прозрачно их веду. О любых контактах их информирую. Не хочу, чтобы они узнавали позже, так скажем, чем эта новость появится в прессе. Мы обсудили ряд моментов, и не я хочу подвести руководство. Скажем так, если мне доверят, я хочу доработать контракт до конца. Но на всё воля Божья, и здесь не буду загадывать. Может, будет вынужденная мера, или это будет взаимовыгодная история и для клуба, и для руководства. Мы в работе всегда открыты к диалогу. Все равно все будет обсуждаться с руководством.

– Реально ли в Туле выстроить систему, как в «Краснодаре», где вы долго работали?

– Мы работаем над этой историей. Естественно, долгое время к этому вопросу даже никто не обращался. Это подтверждалось отступом молодых – их практически не было. Сейчас мы подписали ребят – бронзовых призёров 2008 года рождения, сохранили эту команду, заявили ее на молодежное первенство. Большое спасибо руководству за выделенное финансирование и понимание того, что этот процесс необходим. Многие ребята, проходя ту же академию, просто-напросто растворялись или уходили в другие клубы, и о них просто-напросто не знали.

Сейчас мы в плотном диалоге на тему того, что ребята, особенно уроженцы Тулы, которые прошли академию, должны передавать преемственность из возраста в возраст и доходить до главной команды. Вот мы сейчас подписали ребят, и они будут участвовать в молодежном первенстве, то есть, они не разбегутся. И будет «Арсенал-2» – это тоже такая ступенька. Дети должны видеть эту вертикаль, и у них должны глаза гореть. Они увидят перспективу, что есть команда, которая им поможет развиваться до уровня основной.

– В конце 2024 года Сергей Галицкий закрыл «Краснодар-2», и вообще за последнее время в «Краснодаре» перестали массово появляться перспективные футболисты. Раньше их хватало и на другие клубы, и на Первую лигу. Сейчас нет. Вы же сами работали и в академии. В чем вы видите причину?

– О закрытии команды я уже говорил в интервью, это вынужденная мера. Не может быть, чтобы каждый год появлялись таланты уровня Сперцяна, Черникова, Сафонова. К сожалению, это произошло и в «Краснодаре». Мы можем с вами на эту тему много говорить, но посмотрите: целые страны, которые считались априори футбольными – те же Нидерланды, Италия – не выходили в финальные части чемпионата Европы, мира. Такое бывает.

Возвращаясь к «Краснодару-2». Команду закрыли, опять же, понимая, что сейчас хороший год – 2007-й. Но им пока ещё рано играть – надо молодёжку пройти.

Как мне кажется, большое дело делала команда «Краснодар-3». Ребята из молодёжки получали в ней опыт, взрослели за год, адаптировались и уже более-менее безболезненно переходили в Первую лигу. Я сам работал в молодежке. Потом мы перешли с этими игроками в «Краснодар-2», и видно было, что им нужно ещё год во Второй лиге поиграть.

Естественно, очень сложно, но есть ребята. Я надеюсь, что этот год надо подождать – и думаю, что команда «Краснодар-2» в Первую лигу вернется безболезненно.

– Многие еще говорят, что причина в том, что Галицкий из-за своего состояния здоровья немного охладел.

– Нет, ни в коем случае. Я знаю этого человека хорошо. Этот человек никогда не охладеет ни к одному вопросу, ни к чему, что касается «Краснодара» и в целом академии. Этот человек погружен… Ну, не знаю. Сколько есть времени – настолько он погружён. Максимально, на тысячу процентов.

– Когда вы с Галицким в последний раз общались?

– Да вот, в отпуске. Когда я прихожу к сыну, можем пообщаться. Он всегда открытый, искренне интересуется нашими вопросами и следит. Общаюсь не только с ним – с гендиректором «Краснодара» Владимиром Леонидовичем Хашигом, со спортивным директором академии Максимом Алексеевичем Савостиным, с ее главой Арамом Ардашевичем Фундукяном. Пусть мы на другом месте работы, но я считаю, что получил там большой опыт, прошёл становление. Мы не забываем друг о друге: следим, переживаем, поздравляем с любой победой. Это большая семья. Я работаю здесь, но «Краснодар» всегда есть и будет в моем сердце.

– Сильно переживаете за Галицкого?

– Мы не знаем, насколько сложная у него ситуация, но я считаю, что в этот момент постоянных переживаний бороться со своей болезнью – это большое дело. Он борется, и, думаю, еще нас всех переживет. Чего я ему и желаю.

– «Краснодар» сейчас в чемпионской гонке, занимает первое место. Сможет команда, на ваш взгляд, в этом году все-таки взять золото, к которому так долго идёт?

– Скажу, что я этого искренне желаю. Хочу, потому что этого заслуживает в первую очередь Сергей Николаевич. Он делает для этого максимум. Они и в прошлом сезоне были близки, и в этом будут очень близки к титулу. Надеюсь, это произойдёт.

Рассылка
Новости. Результаты матчей. Интервью.
Согласие на обработку персональных данных.
Вы подписаны на рассылку ПФК «Арсенал»!