Артем Попов: «Хотите в премьер-лигу, звоните Попову»
«Большое интервью» с Артемом Поповым (из официального издания ПФК «Арсенал» к матчу 5 ноября 2023 года с «Родиной»).
Начинал играть в спортшколе липецкого «Металлурга», выпускник академии ЦСКА. Выступал за ЦСКА, «Локомотив-2», «Зенит-2», «Томь», «Оренбург», «Ротор», «Нижний Новгород», «Балтику», «Рубин».
До 2011 года выступал за юношеские сборные России.
В «Арсенале» с сезона-2023/24. Сыграл в первой лиге 16 матчей, забил 1 мяч.
Футболист универсального склада проводит в «Арсенале» первый сезон. В «Большом интервью» 31-летний Артем Попов рассказал о прогрессе оружейников, четырех выходах с разными клубами в премьер-лигу, отношении к VAR и важности «попасть в струю».
- Артем, в «Арсенале» вы преимущественно выходите левым защитником. Но известно о ваших универсальных качествах.
- Начинал крайним нападающим в школе ЦСКА, потом стал играть пониже. Могу выйти и слева, и справа в нападении или защите. Наверное, любой тренер будет рад иметь такого футболиста в составе. В первую очередь, надо приносить пользу команде, где тренер поставит, там и готов сыграть.
- Какая у вас ведущая нога?
- Обе.
- Это признак европейского класса.
- Вы мне льстите (улыбается).
- К этому каждый должен стремиться.
- Конечно, хотя левоногие зачастую не могут правой играть.
- Свой пока единственный мяч за «Арсенал» забили с позиции правого хавбека. Гол «Акрону» получился довольно необычным.
- Были уже такие в карьере. Не зря же говорят, что хорошие подачи даром не пропадают. И Джонатан в том моменте хорошо сыграл, оттеснил защитника. Похоже, вратарь «Акрона» не ожидал: с фланга я подал с левой, мяч залетел в дальний угол. Всегда стараюсь делать нацеленные подачи.
- Какие свои голы вам особенно приятно вспомнить?
- За «Нижний Новгород» два в матче с «Балтикой». Оба с лета - с левой и правой из штрафной площади. При схеме 4-3-3 я играл левого нападающего.
- Сергей Ткачев, вместе с которым кубковый матч с «Родиной» наблюдали из комментаторской кабины, в похожей манере сделал дубль в игре РПЛ с «Сочи».
- Надо посмотреть. Сережа скромный парень, ничего не говорил об этом.
- «Арсенал» называют самой прогрессирующей командой «лучшей лиги мира». Согласны с этим?
- Полностью. Когда переходил сюда, не испытывал сомнений. Да, команда собиралась быстро. Но я ждал предложения, знал, что у клуба большие амбиции, есть база, созданы все условия, в том числе для медицинского восстановления. Далеко не у всех клубов есть то, что есть у «Арсенала». Что касается нашей игры и результатов, то Москва не сразу строилась. У нас стало получаться благодаря работе тренерского штаба, отличный коллектив подобрался. Мне есть с чем сравнивать. Мы понимаем требования тренеров, все выполняем, ребята все адекватные, хотят доказывать.
- Какой из проведенных матчей в «Арсенале» считаете лучшим?
- Толя Макаров правильно сказал, что лучшие матчи впереди. Зачем смотреть в прошлое?
- «Арсенал» словно запрограммирован на быстрый гол. 14 из 18 мячей забиты в первых таймах. Соперники, безусловно, изучают нас, знают статистику, но ничего поделать не могут.
- И пусть у них и дальше ничего не получается. У нас запредельный настрой, мы заряжены на быстрый гол, чтобы соперник не встал на ноги. Это имеет психологический эффект.
- Много знакомых встретили в тульской команде?
- Близко ни с кем не был знаком, но против некоторых играл, например, против Померко.
- Сколько раз в карьере приходилось играть против «Арсенала»?
- Раз пять играл, хотя могу ошибаться. Самый первый матч, наверное, за Томск в премьер-лиге шесть лет назад.
- Не совсем так. Впервые сыграли против «Арсенала» в ФНЛ-2015/16. На малой арене «Петровского» в Петербурге вышли на замену в «Зените-2». В вашей команде играл и памятный тульским болельщикам Джорджевич.
- Да, Лука ваш бывший подопечный (улыбается). Но больше запомнился матч весной 2017-го в Туле, хоть «Томь» и крупно проиграла.
- Томский период самый сложный в вашей карьере?
- Не скажу, что так. Каждый футболист стремится сыграть на высшем уровне, для меня это первый сезон в премьер-лиге. Тренер Петраков дал мне шанс, верил в меня. Играл и слева, и справа больше в атаку, потом перестроились в пять защитников, я выходил на позиции левого латераля. У нас была хорошая команда, нравился Томск, но... когда месяцами не платят деньги, команда не играет, все начинает распадаться.
- Кризисная «Томь» за двенадцать матчей набрала два очка и пропустила больше 30 мячей.
- Да, все было печально. Но и в таких ситуациях футболисты оказываются, надо терпеть.
- Играли вместе с будущим нападающим сборной России Соболевым.
- Саша и тогда выделялся. Ему дали шанс, когда из «Томи» стали уходить футболисты, он пришел из молодежки.
- Какие воспоминания остались от Сибири?
- Загородная база у «Томи» шикарная, а еще комары размером с ладонь летают. Спреями и мазями защищались. После тренировки можно было сразу в речку прыгнуть искупаться.
- Теперь к началу карьеры. Выросли в Липецке, там и стали заниматься футболом.
- Помню, папа однажды спросил: пойдешь играть в футбол? Я сразу сказал «да». На следующий день занимался в спортшколе липецкого «Металлурга». Мне было семь лет. С тех пор у меня не было сомнений, к чему надо стремиться. Благодарен родителям, все лучшее взял от них.
- В Липецке футбол популярен. В 1997 году Валерий Третьяков едва не вывел «Металлург» в высший дивизион. Но в том сезоне в первой лиге разыгрывалась лишь одна путевка, а липчане стали вторыми. Третьяков позднее не один год возглавлял «Арсенал». Ваш земляк Кутьин тоже проявил себя в Туле.
- В Липецке всегда была хорошая команда, но сейчас переживает не лучшие времена. Сашу Кутьина конечно знаю, Третьякова, к сожалению, нет. Я же молодой еще (смеется). Хочу сказать спасибо моим первым тренерам. Владимир Николаевич Поваляев, царствие ему небесное, был очень хороший человек, потом я занимался у Виктора Михайловича Аксенова.
- Какие у вас были условия для тренировок?
- Один спортивный зал, где занимались зимой. Летом - на искусственном поле. В общем, ничего сверхъестественного.
- Кому подражали в детстве?
- Не было такого, что повторял финты за Криштиану Роналду. Зидан, Бекхэм и другие, конечно, нравились. Но не возникало такого чувства, что хочу быть, как они. Все мы разные, у меня не будет написано на спине Бекхэм, я Попов.
- Из спортшколы «Металлурга» перешли в академию ЦСКА.
- В 15 лет заметил всем известный Виктор Панченко, в то время занимавшийся селекцией в ЦСКА. Я учился в десятом классе, поехал с «Металлургом» на турнир. На меня обратили внимание Панченко и селекционер из «Спартака». Папа сказал, кто первый позвонит, туда и поедем. Первым был ЦСКА.
- Многое вам, юноше из провинции, пришлось менять в себе, когда оказались в столичном мегаполисе?
- Меня родители так воспитали, что я не смотрел на кого-то. Если, к примеру, большая компания шла куда-то, я не обязан был идти, имел свое мнение. Вырос закаленным. Многим молодым ребятам я бы посоветовал оставаться собой, иметь внутренний стержень. Спортинтернат ЦСКА – это не только футболисты, но хоккеисты, борцы и так далее. Кто-то кого-то любит, кто-то кого-то нет, драки случались – в общем, такая школа жизни.
- То есть вы всегда строго придерживались режима.
- А как без режима? Сейчас посмотрите, на каком уровне люди играют, сразу видно – режимят или нет.
- Вашим тренером в дубле в 2010 году был известный футболист ЦСКА Юрий Аджем. В конце 90-х он работал в «Арсенале» помощником Евгения Кучеревского.
- Не знал этого. Мы тогда юные были. Все потом становится интересно. После Аджема в дубль пришел Александр Сергеевич Гришин, работал с нами Викентьевич (Валерий Минько – прим. ред.) - все знают, какие это люди для клуба.
- Вы и сейчас за ЦСКА?
- По духу я армеец. На чьей стороне мои симпатии? Я за красивый футбол. Но когда приближается дерби ЦСКА – «Спартак», однозначно за армейцев.
- Ваш дебют в премьер-лиге состоялся осенью 2011 года. Леонид Слуцкий выпустил против нижегородской «Волги» на 89-й минуте. Что успели за это время?
- Вышел правым нападающим, даже успел по воротам пробить, правда, попал в своего (улыбается). Долго ждал этого момента. Вагнер Лав, Красич, Думбия – в атаке топ-уровень, сейчас легионеры такого класса, пожалуй, только в «Зените». Пробиться в состав мне, 19-летнему пареньку, было нереально. Ну что делать, не в то время попал.
- Вернулись в дубль ЦСКА, а затем перешли в «Локомотив-2».
- Это стечение обстоятельств. Пытался доказать Слуцкому, что могу конкурировать и потом проявить себя. Это же Попов (улыбается)! В тот момент как я мог соперничать с Красичем, который уходит в «Ювентус», или с Вагнером, который забивает десятками? В то же время не имело смысла стоять на месте в дубле. Понимал, надо уходить. Вторая лига, «Локомотив-2» – это мужской футбол. Все молодые, бегущие, получил хороший опыт.
- Один из «молодых, бегущих» – это Джикия.
- Мы и сейчас с Георгием можем тепло пообщаться. Он всегда был хорошим защитником. Для футболиста важно попасть в струю. Вот представьте ситуацию: получает травму легионер, вместо него ставят молодого игрока, который начинает играть. Это и есть попасть в струю. Мы ждали своего шанса. Нам объяснили, что за нами будет следить основа «Локо», часто привлекали к тренировкам с первым составом. В какой-то момент Славен Билич забрал нас в главную команду. Джикия уже рассказывал в прессе эту историю. «Приезжаем на базу, а Билич говорит: спасибо, ребята, меня увольняют…» Не попали в струю. Приходит другой тренер. Зачем ему молодые? Надо разобраться с теми, кто есть. И все по новой.
- В «Локомотиве-2» играли вместе с бомбардиром «Арсенала» начала нулевых Сергеем Коровушкиным.
- Хорошо общался со всеми игроками. Помню, как Сергей укрывал мяч корпусом – ни подойти к нему, ни подъехать.
- Сезон-2013/14 вы начали в другом клубе и другом городе.
- Да, это «Зенит-2». Я понимал, что нельзя топтаться на месте. Агенты это также понимали (улыбается). Появилось предложение от второго «Зенита». Тоже говорили, что за мной будет следить основная команда.
- И вот приятное событие. В сентябре 2015 года тренер «Зенита» Виллаш-Боаш включил вас в заявку на Кубок России с тверской «Волгой».
- Событием это стало бы, если бы вышел на поле. Но остался в запасе. Я по жизни максималист, посидеть на скамейке и заработать премиальные – не сверхзадача.
- Что вам дал «Зенит-2»?
- Каждый клуб дает определенное развитие. Ты смотришь на уровень. Наверное, любой футболист был бы рад просто побывать на зенитовской базе в Удельной. Она в то время была сумасшедшей, а сейчас просто космос. Одним из партнеров был Женя Алферов, левоногий защитник. Он же в молодежном «Арсенале» играл, так?
- Да, был одним из лидеров, но после Тулы пропал.
- Так, к сожалению, со многими перспективными игроками бывает.
- Как можно объяснить победу с двузначным счетом над московским «Солярисом» - 11:0? Вы забили один мяч.
- Просто мы были намного сильнее. Гораздо интереснее было играть в следующем сезоне в первой лиге. Оба дерби с «Тосно» остались за нами.
- Вот мы и подобрались к вашему первому голу в ФНЛ.
- Это было в Астрахани, вышел на второй тайм и через несколько минут забил «Волгарю». Помню, дождик моросил. Когда играл атакующего, по пять-семь мячей забивал в первой лиге.
- Сезон-2017/18 вы провели в «Оренбурге» под началом Владимира Федотова, игравшего в конце 90-х в «Арсенале». Не удивлены, что он успешно работает с ЦСКА?
- Вырос как тренер. Что Федотов играл в Туле – еще один любопытный факт для меня. Сезон в «Оренбурге» был успешный, это мой первый вывод команды в премьер-лигу. С первого места вышли. Я попал в струю, а потом не попал…
- Почему не последовало продолжения с оренбуржцами в РПЛ?
- Надо правильно сформулировать, чтобы никого не обидеть. Этот вопрос лучше задать тренеру и агенту. Если игрок вносит существенный вклад в общий успех, а потом его не оставляют… Я себе никогда слабину не давал ни в тренировках, ни в играх.
- Следующий этап карьеры – «Ротор», где провели два сезона.
- Волгоград – один из самых любимых городов. Первая встреча с Робертом Евдокимовым. Все говорили, что он жесткий и требовательный тренер. Так и оказалось, но без этого никуда. Наш Сан Саныч такой же, на первом месте тоже дисциплина. Первый сезон в «Роторе» получился вкатывающимся, не все шло по плану. Но в 2020-м с тренером Меньщиковым с первого места вышли в РПЛ. Отдельно хочу сказать о волгоградских болельщиках, как поддерживали нас, долго они ждали возвращения в премьер-лигу.
- В «Роторе» играли вместе с голкипером Нестеренко, который теперь в «Кубани». В октябре у вас был шанс поразить его ворота.
- Юра хороший вратарь. Доля везения нужна. С левой пробил – мяч прошел над перекладиной. В другом моменте защитник помешал. Ничего, все впереди, еще забью за «Арсенал».
- Сезон-2019/20 был досрочно завершен из-за эпидемии коронавируса. Чем занимались во время вынужденной паузы?
- Подняли панику, как будто наступил конец света. С родителями отдыхал в Липецке, ждал окончания эпидемии.
- Почему не последовало продолжения с «Ротором»?
- Я хотел остаться в Волгограде. Но вот такая странная закономерность: когда выходил с разными командами в РПЛ, менялся главный тренер. А новый человек хочет видеть своих людей, может, что-то не нравилось во мне. Может, судьба у меня такая.
- Вы фаталист?
- Я бы так не сказал. Человек не в полной мере творец своей судьбы, но может поспособствовать этому. Если ты к чему-то упорно идешь, это выливается в судьбу.
- В жизни приходилось сомневаться, оказывались перед выбором?
- Нет. С детства родители воспитывали так, что, если принял решение, надо идти до конца.
- Сезон-2020/21, «Нижний Новгород» и уже знакомый тренер Евдокимов. Ваш третий вывод клуба в элиту, причем напрямую с третьего места.
- «Оренбург» тогда не прошел лицензирования стадиона. Мы провели хороший сезон, я играл и в защите, и крайнего нападающего. Вы же поняли, что я универсал (улыбается). Правда, я небольшой любитель интервью. Считаю, не словами надо доказывать, а делом. Но по одному интервью в каждом клубе у меня было.
- Из Нижнего вы переехали в Калининград. В «Балтике» играли вместе с бывшим капитаном «Арсенала» Кашчеланом.
- Так Младен и поспособствовал моему переходу. Я общался с центральным защитником балтийцев Максимом Плопой, а он - с Кашчеланом. Я спросил у Максима, могу ли попасть в «Балтику»? Знал, что задачи серьезные. Кашчелан помог, все сложилось. Младен свято следил за режимом, своим здоровьем, поэтому до сорока лет играл. Это пример для каждого из нас, как профессионально относиться к себе. Сейчас Младен в тренерском штабе «Нижнего Новгорода».
- Минувший сезон провели в «Рубине». Слуцкий вспомнил о вас?
- Можно и так сказать, звонок был от Леонида Викторовича. В четвертый раз вышел в РПЛ.
- Маловато играли за казанцев.
- 17 матчей в первенстве. Так сложилось, была сильная конкуренция.
- Напрашивается вывод, что с «Арсеналом» надо осуществить пятый прорыв в премьер-лигу.
- Когда приходил в Тулу, сразу сказал: если хотите в РПЛ выйти, звоните Попову (улыбается).
- Вы этакий зубр «лучшей лиги мира».
- Да, в первой лиге многое повидал, но хочется вернуться на самый высокий уровень. Понимаю, что могу. Нам нужно добиваться результата.
- Как ФНЛ изменилась с вашего дебюта в ней в 2015 году?
- Поля меняются в лучшую сторону, хотя это должно было произойти лет пять назад. Чтобы вырасти в хорошего футболиста, необходимы условия. На малой арене «Петровского» искусственное покрытие было, как бетон. Медийность выросла, СМИ стали внимательнее следить за лигой, качественные трансляции появились.
- Как относитесь к VAR?
- Футбол – живая игра, судьи не роботы. Всем свойственно ошибаться. С одной стороны, видеопросмотры - хорошо, с другой - не очень, потому что тормозят игру, убивают эмоции.
- Но вы же видели, как в матче Кубка с «Родиной» судья не заметил игру соперника рукой в штрафной площади и не назначил пенальти. Это повлияло на результат.
- Сразу тяжело было оценить из комментаторской кабины. Все быстро произошло, защитник отворачивался. Но на повторах трансляции рука отчетливо видна. Судья же рядом был. Наверное, это говорит о его квалификации.
- Ваш дом в Липецке. Тула и Липецк похожи?
- Тула более развита, красивее. Наверное, сказывается близость к Москве.
- Каким видите свое будущее?
- Не загадываю наперед. Будет завтра, вот и подумаю. Кто-то еще играет в футбол, а уже учится на тренера. То есть люди знают, чем будут заниматься. Я не такой. Живу сегодняшним днем, наслаждаюсь настоящим.
- По характеру вы…
- Спокойный, но не флегматик. Профессионально отношусь к делу. А лучше спросить у ребят.
- Какие у вас увлечения, как проводите свободное время?
- У меня нет такого, что в выходной мчусь на рыбалку. Мне больше нравится дома. Могу сходить в ресторан пообедать. Надо развиваться, общаться с людьми. Бориса Акунина любил читать, Дэна Брауна, в самолете смотрю сериалы.
- В «Арсенале» играете под восьмым номером. Эта цифра присутствовала в номерах и в других командах. Если не 8, то 18, 88. Нравится символ бесконечности?
- Не задумывался над этим. Просто восьмерка по жизни со мной. В номере моего телефона их четыре.
- Как вы выразились, важно попасть в струю.
- И двигаться, как свая, чтобы никто не сдвинул. Во всех командах, где играл, была цель. Не просто тренироваться и зарабатывать. Я пообщался с тренерами и игроками «Арсенала» и понял, что есть высокая цель. Мне это подходит, я всегда иду к цели. В этом смысле я - максималист.
Беседовал Евгений Овсянников