Официальный сайт  
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ
АРСЕНАЛ ТУЛА

«Мы тоже чему-то учимся у детей»

«Мы тоже чему-то учимся у детей»
13.01.2021
Новости клуба

Тренер команды Академии «Арсенал» 2006 г.р. Константин Агальцов рассказал о плюсах работы с детьми, посоветовал инструмент взаимодействия с родителями и объяснил прогресс воспитанников нашей академии.

Друзья, сегодня мы начинаем серию материалов, где будем рассказывать вам о руководящем и тренерском составе нашей академии. Первым героем этой рубрики стал один из наставников команды академии «Арсенал» 2006 г.р. Константин Агальцов.

– Константин Михайлович, расскажите немного о том, как Вы начинали свое знакомство с футболом?

– Знакомство с игрой состоялось во дворе, как и у многих моих ровесников. Сразу захотелось научиться мастерству, попасть в настоящую команду. Мама, работавшая тогда в одном из подразделений Тульского Комбайнового завода, привела меня на стадион, где занимались взрослые и детские команды предприятия. Но, к сожалению, в тот момент команды моего возраста в структуре не было… Я стал заниматься в секции легкой атлетики и ждать набора команды моего года рождения. Со мной были еще несколько человек из класса и двора.  При этом мы все свободное время проводили на стадионе! Если не хватало игроков на игру в двое ворот, играли в одни, сами придумывали новые и использовали известные игры, такие как «300»,  например, в общем готовы были к поступлению! И, когда, наконец, объявили набор в секцию футбола, все пришли и почти всех приняли. С 10 до 17 лет я выступал за детскую и юношескую команды завода. В 18 лет меня призвали в ряды Российской Армии и после демобилизации играть за свою команду я не смог: двухлетний перерыв и специфика службы не позволили мне вернуть прежнюю форму. Решил учиться в Тульском педагогическом университете, на факультете физической культуры, получил диплом педагога по физической культуре. Затем - второе высшее образование: закончил финансовый университет при Правительстве РФ, по специальности государственное и муниципальное управление. Все годы после армии и до сегодняшнего дня играю в футбол минимум два раза в неделю, с разными командами в любительских турнирах.

IMG_8347.jpg

- А когда поняли, что хотите тренировать детей?

- Когда учился в педагогическом университете, начал понимать, что хочу быть  тренером.

- Но, после учебы ваша работа не была связана с футболом…

- У меня очень рано умерли родители, и, когда появилась семья, родился первый ребенок, затем второй, рассчитывать было не на кого.  Заработать в то время педагогу без опыта было сложно, и я стал предпринимателем. Деятельность сразу стала приносить доход, но и времени отнимала много. О работе тренера приходилось только мечтать. Правда, где-то «внутри» я был уверен, что все изменится, и я смогу заняться любимым делом. В определенный момент  я понял, что бизнес может работать и приносить доход без моего непосредственного участия, а я могу заниматься тем, что мне интересно, о чем мечтал все эти годы. Ведь страсть к футболу никогда меня не оставляла.

- И какими были ваши первые шаги в тренерской работе?

- Я вновь пошел учиться. На базе ТГПУ прошел программу профессиональной подготовки и получил квалификацию «тренер». Сразу после получил аттестационную квалификацию уровня «С» в АНО ДПО «Центр по подготовке детско-юношеских тренеров по футболу имени К.И. Бескова» в Москве.

– Как судьба привела вас в академию «Арсенал»?

- Действительно, судьба… Прислал свое резюме на почту Академии, через некоторое время со мной связался Алексей Соловьев, старший тренер. Пригласил на собеседование. Оказалось, что мы ровесники, и, когда-то, в составе детских и юношеских команд в турнирах в Тульской области встречались на поле. По результатам собеседования руководители Академии приняли положительное решение. Алексей Юрьевич – тренер с огромным опытом, высококвалифицированный педагог и наставник для молодежи. Я рад, что мы работаем в одной Академии.

IMG_8753.jpg

– Каждый человек мечтает о любимой работе, которая приносит ему не только доход, но и удовольствие. Вас можно назвать счастливым человеком?

– Да. Любимая работа - именно то, к чему я так долго шел. Теперь можно констатировать, что с футболом связана вся моя жизнь!

– Поговорим о ваших  детях, они проявляют интерес к спорту?

– Да. Дочь занимается художественной гимнастикой. Спит и видит себя чемпионкой (смеется). Это здорово!  Сын долгое время занимался спортивной гимнастикой. Но, из-за определенных обстоятельств, не сложилось.  Сейчас увлекся  боксом, вижу, что он получает от занятий  удовольствие, и меня это радует. Это самое главное.

– Вернемся к работе. Важно ли тренеру иметь педагогическое образование?

– Считаю, что да. Есть педагогические принципы, которые работают и в спортивной подготовке, и в обучении, например, геометрии. Просто показать ребенку технический прием, упражнение, может любой спортсмен. Научить его правильному выполнению, пониманию, где и зачем применять, а самое главное – совершенствоваться, уметь думать и самостоятельно принимать решения может только тренер. Возрастная психология, теория и методика физического воспитания, физиология – это то, без чего, на мой взгляд, современному тренеру работать сложно.

IMG_0081.jpg

– Средний возраст вашей команды 14 лет. Не самый простой период для подростков. Как-то помогаете избежать типичных ошибок в таком возрасте?

– Да, это действительно сложный период. Мы, конечно, стараемся помочь ребятам не совершать ошибок, свойственных молодым людям в этом возрасте. Пытаемся восполнить те пробелы в воспитании, которые образуются сегодня у школьников. Не возьмусь цитировать дословно, но: «образование – это совокупность средств и методов воспитания и обучения». Так вот, «обучение» в школе еще есть, а ответственность за «воспитание» учебные заведения в большинстве случаев с себя постепенно снимают. Нашей команде очень повезло со  старшим тренером.  Вадим Валентинович Кабанов к  каждому воспитаннику относится по-отечески, не по шаблонам. Он - старший наставник, тренер, замечательный  человек, который порой ближе, чем некоторые родственники. Мне есть чему у него учиться. И очень хорошо, что парни проходят этот возраст с ним. Безусловно, возраст трудный, но каких-то невыполнимых задач по воспитанию в нем нет. Все ребята по-разному проходят этот возраст. Наша главная задача - помочь им  пройти его  без потерь, что мы и стараемся делать.

– В продолжение темы воспитания. В начале нашего разговора, говорили о том, что в вашем детстве вы все свободное время проводили во дворе. Современные дети практически не гуляют в своих дворах,  больше времени проводят  дома. Как Вы думаете, почему все так изменилось?

– Все меняется, что-то уходит, приходят новые тенденции, в том числе и в отношении родителей к свободному времени своих детей. Возвращаясь к школе, я не помню, чтобы в детстве слышал о репетиторах, а сейчас такое впечатление, что в большинстве школ дети только оценки получают, а знания от репетиторов. На это уходит много времени.  Дети должны пробовать рисовать, петь, танцевать, просто играть. Это - тоже время. Плюс гаджеты, компьютеры… Как следствие, у детей просто нет времени гулять во дворе. По - моему, современные дети недополучают многое из того, что у нас было детстве. В частности,  общение со сверстниками. Это особенно относится  к тем детям, которые мечтают играть в футбол. Я помню, мы летом целый день пропадали на стадионе. Поле было засыпано опилками, что создавало определенные трудности. Однако, из-за этого мы волей не волей и физические качества развивали, и технические навыки. Мы постоянно играли в игру «300». Благодаря этой игре я, например, натренировался бить штрафные удары. Потом в играх, если я бил штрафной, то это на 90 процентов означало, что я забью.

- Получается, что играя во дворе, ребенок при этом еще и тренировался?

- Правильно. Дети, которые кроме тренировок еще играют в своих дворах или на площадках, получают перед сверстниками, не делающими этого, преимущество. Они более целеустремленные, активные и настроенные на борьбу. Не хочу никого обидеть, но более «домашним» деткам, гораздо сложнее вписаться в футбольную атмосферу. Наша игра состоит из единоборств, тут нужно быть наглым и смелым, злым в спортивном плане.

– Дети сейчас менее социализированы? В плане того, что «дворы» включают в себя общение. Там ты учишься заводить друзей, общаться, ищешь пути решения каких-то конфликтных ситуаций. Сейчас детям сложнее в этом плане?

– Возможно, мое мнение основано на прошлом, на впечатлениях о моем детстве. Не совсем хорошо, что дети не получают такого опыта, как это было у нас. С точки зрения футбола это плохо. Лучше, когда приходят дети, которые имеют практику игры во дворе. Такие ребята лучше адаптируются, быстрее находят друзей в команде, они более коммуникабельны. Совсем иначе ведут себя дети, которые такой возможности не имеют. Винить их в этом нельзя, порой просто так сложились обстоятельства. Выйдет он один, покатается на самокате. Присоединяться к нему еще максимум один-два ребенка и все. Вот такая обстановка. Конечно, это плохо. Футболистам лучше, чтобы у них была компания.

– Как сделать так, чтобы каждый из ребят чувствовал себя частью команды? У вас наверняка есть так называемый стартовый состав и ребята, которые находятся в резерве.

–Стартовый состав есть на каждую игру. И попадает в него тот, кто по результатам прошедшего микроцикла и предыдущей игры показал лучший результат. Мы стараемся сделать так, чтобы каждый из наших ребят чувствовал себя частью команды. Неважно выиграли мы или проиграли – это результат работы всех, и каждого из нас. В играх мы стараемся дать всем поиграть, насладиться минутами на поле. Ведь все мы учимся. Возможно, это может привести к необязательным пропущенным мячам, но зато ребята будут чувствовать себя частью команды. Это очень важно.

– У вас проходят командные мероприятия?

– Из-за ограничений, связанных с COVID-19, мы в этом году лишены возможности проводить какие-то мероприятия вне рамок тренировочного процесса. Год назад мы несколько раз ходили в кино, регулярно посещали матчи основной команды, ходили смотреть игры молодежки. Очень важно быть командой не только на поле, но и за его пределами.  Стараемся часто общаться с ребятами, они делятся с нами какими-то своими переживаниями, мы, по возможности, помогаем им решить их проблемы. 

Агальцов.jpg

– Есть ли какие-то особенности в вашем подходе к тренировкам?

– Мы стараемся каждую тренировку, в каждое упражнение вносить элемент соревнования. В конце тренировки обязательно должна быть выявлена команда победителей, которые поощряются. Проигравших ждет дополнительное упражнение , соответствующее задачам занятия. Ты всегда должен быть нацелен на борьбу и на победу в ней, и тут неважно, тренировка это или официальный матч.

- Вы когда-нибудь лично помогали своему воспитаннику?

– Были случаи. После весеннего карантина у одного из воспитанников возникли проблемы со здоровьем. Пришлось прибегнуть к помощи знакомого, опытного детского ортопеда-травматолога, который смог объяснить причину проблемы, дал советы и рекомендации по профилактике. Мальчик поправился, играет и прогрессирует. У него все в порядке.

– В продолжение темы времени и общения. Гаджеты сейчас - большая проблема для молодого поколения? По вашему, дети много времени проводят в телефонах?

– За своими ребятами этого не замечал. Иногда, пишу сообщения в наш командный чат в то время, когда они учатся. Вижу, кто просмотрел, а кто нет. Некоторые до 16:00 сообщения не читают. Понятно, что они занимаются в школе, и телефон у них выключен. Я собирал данные успеваемости ребят в школе. У нас из двадцати трех человек, пятеро вообще учатся без троек. Остальные имеют до двух троек, и есть несколько футболистов, у которых три-четыре тройки проскакивает. У одного парня вообще только одна четверка, остальные все пятерки. Признаюсь, приятно удивлен успехами парней. Это все - таки 8-9 класс.

– Вы работает в Академии полтора года, как, на ваш взгляд, она прогрессирует?

- Обучаясь на тренерскую категорию и по программе повышения квалификации «Академии тренерского мастерства», я смог сравнить уровень кадров в других академиях и нашей. В нашей группе повышения квалификации были люди из Белгорода, Московской области, Воронежа и Липецка. И, по мнению  Никиты Шагина (к.п.н., Доцент кафедры «ТиМ футбола» ГЦОЛИФК (РГУФКСМИТ), преподаватель Академии тренерского мастерства, методист-инструктор РФС),  уровень тренеров Академии «Арсенал» выше среднего, в сравнении с уровнем подготовки наших коллег из других регионов.

- А что касается инфраструктуры, в этом плане мы сильно превосходим академии из других регионов?

- Начну с того, что мы чувствуем заботу о нас со стороны нашего футбольного клуба. Думаю, все видят, что «Арсенал» серьезно относится к развитию детско-юношеского футбола. Для этого делается очень много. К примеру, мы сейчас базируемся на Центральном стадионе, у нас есть собственное поле, административное здание, воспитанникам предоставляется бесплатная экипировка и современный инвентарь. Дети чувствуют эту заботу и стараются показывать  высокие результаты. Вы только посмотрите, по итогам этого года наши команды 2004, 2005 и 2007 г.р. выиграли «золото» в своих возрастных группах в первенстве Тульской области среди детских и  юношеских команд. Ребята 2003г.р. года стали обладателями кубка Тульской области среди мужских команд. Для второго полноценного года работы Академии это заметный  результат.

Rjocc_daezM.jpg

– Каждый родитель считает своего ребенка лучшим. Как Вы находите общий язык с родителями?

- Мне пока не довелось, в силу небольшого опыта, тесно взаимодействовать с родителями. Я пришел в команду, когда ребятам было 13 лет, многие из них занимаются с 5-6 лет, и родители уже перешли те моменты особенного волнения и переживаний за своих детей, когда успехи или, наоборот, неудачи ребят так остро воспринимаются родителями. Сейчас есть текущие вопросы, процесс развития ребят - это предмет естественного интереса родителей и наша, как тренеров, непосредственная задача. В команде коммуникация хорошая, атмосфера доброжелательная, и во многом это заслуга Вадима Валентиновича. Мне остается ее поддерживать и сохранять. Родители, в свою очередь, стараются помогать и словом,  и делом, за что мы им благодарны. Хорошие взаимоотношения, рабочая атмосфера – залог успеха. Ведь задача у нас общая – прогресс наших ребят.

Раз уж мы заговорили о взаимоотношениях тренеров и родителей, позволю себе несколько слов на эту тему. На мой взгляд, идеальной является картина, когда у родителей и тренеров есть одинаковое понимание процесса подготовки детей и отношение ко всем ситуациям, которые этому процессу сопутствуют. Для этого нужно, по возможности, проводить собрания тренеров и родителей и вырабатывать те правила поведения, которые будут способствовать созданию нужной атмосферы в команде, формированию правильного отношения ребенка к занятиям и тренерам. Детей нужно поддерживать всегда, и когда они побеждают, и когда терпят поражения, хвалить их, даже по самому, казалось бы, незначительному поводу, ведь дети развиваются в направлении нашего восхищения. Когда родители понимают и принимают свою роль и роль тренера правильно – это одно из слагаемых успеха.

Но каждый должен заниматься своим делом. Родителям не нужно становиться в глазах ребенка помощником или заместителем тренера, и уж тем более подрывать авторитет тренера в глазах ребенка. Хочется отдельно сказать о поведении некоторых родителей на детских турнирах. Зачастую сталкиваюсь с такими проявлениями так называемой «родительской заботы», когда со стороны родителей звучат замечания, а порой и оскорбления в адрес судей, тренеров, даже других, не своих детей. Они, якобы, защищают своих, порой переходя всякие рамки приличий и здравого смысла. Такие вещи тренерам нужно  доносить до родителей своих воспитанников, убеждая в невозможности таких проявлений с их стороны. Ведь дети берут с них пример, у них складывается впечатление, что это правильно. 

iYlToe66nUk.jpg

– Заключительный вопрос. Работа с детьми занимает много времени. Как найти равновесие между собственной семьей и футбольной?

– Профессия тренера во многом связана именно с пожертвованием на благо воспитанников. Это не секрет. На мой взгляд, по-другому добиться успеха, особенно в детско-юношеском футболе, не получится. Если относиться к работе с установкой «Отработал смену - забыл. Ушел» результата не будет. Тренер должен понимать, что где-то придется ущемлять свои интересы. В работе с детьми есть огромный плюс, ты постоянно чему-то учишься у них. Взаимодействие с подростками держит в тонусе и дает возможность приобретать опыт общения. Я заметил, что работая в Академии, стал относиться по-другому к своим детям, стараюсь быть лучшим отцом для них, положительный опыт общения с воспитанниками Академии перекладываю на свою семью. И, наоборот. К каждому воспитаннику отношусь, как к своему ребенку, стараюсь найти подход, по каждому составляю его психологический портрет, пытаюсь посмотреть его глазами на происходящее и сделать так, чтобы каждое занятие приносило ему удовлетворение и чувство, что он стал лучше.


 

Следующая

Предыдущая

Поиск
 
подпишитесь
на новости от
«Арсенала»

homsbox
Арсенал-М - Химки-М Фотоблог