«Сто лет в игре»: самый первый «Арсенал»
Сезон 1984 года занимает особое место в столетней истории тульского футбола.
Счастливым образом все совпало. Новое эффектное название команды, маститый тренер, успешное выступление во второй лиге первенства СССР и как следствие заполненные трибуны стадиона.
Впору говорить о роли личности в истории. Седовласый тренер из Москвы Иван Золотухин, возглавивший «ТОЗ» летом 1983-го, был не просто старшим тренером по должности, но реформатором тульского футбола. Обладая большим опытом и энергией, он всколыхнул местную рутину: Ивану Васильевичу было дело до всего – базы в Горелках, качества газона стадиона, выплаты премиальных футболистам. Именно он выступил за смену названия команды: «ТОЗ» звучало, согласитесь, не очень. При этом инициатива должна была исходить от народных масс.
Это испытанный прием в советские времена. В 1932 году в честь сорокалетия творческой деятельности пролетарского писателя Максима Горького сормовский рабочий Овсянников предложил переименовать Нижний Новгород в Горький. К Овсянникову присоединились портовый грузчик Карнадский, работник автозавода Баруздин… На самом деле идея принадлежала И.В.Сталину, но все выглядело так, будто переименование города происходит по воле народа.
Что было в нашем случае? Осенью 1983-го в газете «Ударник» оружейного завода объявили конкурс для болельщиков на новое имя команды. Вместе с «Арсеналом» каких только вариантов не предлагали: «Темп», «Прогресс», «Упа», «Маяк», «Левша», «Коммунар» и даже «Щит Тулы». Золотухин едва ли не с первых своих дней в Туле продвигал «Арсенал», и это название подходило лучше всего: благозвучно и соответствует специфике Тулы как города оружейников.
Победителем конкурса признали слесаря и передовика производства Чванова, даже вручили приз на первой домашней игре. В общем, план Золотухина сработал на все сто.
В работе с «Арсеналом» Золотухин делал акцент на функциональной готовности, при этом был отменным психологом и мотиватором. Для начинающих футболистов он был как отец. Вспоминает щекинец Валерий Клейменов, игравший в высшей лиге за «Ротор» и московское «Динамо», защищавший ворота сборной страны:
- Иван Васильевич дал мне дорогу в большой футбол, в 18 лет стал доверять место в воротах. И по жизни много подсказывал. Иногородние ребята из «Арсенала», в том числе и я, жили в пятикомнатной квартире на улице Лейтейзена. Это что-то типа общежития клуба, только на девятом этаже. Как-то после тренировки хотели пройтись по вечернему городу. А Иван Васильевич мне говорит: Ты куда? – Погулять, у меня в Туле тетка живет. – Никуда не ходи, давай лучше в шахматы сыграем. Вот так мы с ним за вечер пять-шесть партий проводили. Золотухин – интеллектуал, хорошо играл. Но и я на уровне кандидата в мастера. Так что зарубы были серьезные. В неделю три вечера точно коротали за фигурами.
Широкий кругозор и эрудиция укрепляли авторитет старшего тренера. В середине 80-х вышел в прокат фильм Элема Климова «Агония» о заговоре против друга царской семьи Григория Распутина – знаменитое «полочное» кино. Иван Васильевич в этой связи многое мог рассказать арсенальцам, ведь в 60-е ему удалось встретиться в Париже с Феликсом Юсуповым, одним из главных заговорщиков и едва ли не самым богатым человеком Российской империи начала XX века.
Незадолго до старта первенства не обошлось без форс-мажора. На сборах в Пицунде беда случилась с Павлом Шишкиным.
- Вечером после тренировки принял ванну, и вдруг поднялась температура, резко ухудшилось самочувствие. Понял – что-то серьезное. Повезли меня в соседние Гагры, хотя я настаивал на Адлере, там врачи лучше. И в этих самых Гаграх мне крайне неудачно сделали операцию по поводу гнойного аппендицита. Затем – вторая операция, третья… В неполные 29 лет я, здоровый мужик, оказался между жизнью и смертью. В послеоперационный период потерял 11 килограммов. Когда меня привезли на поезде в Тулу, отец встречал на перроне с инвалидной коляской, но я ему сказал: «Батя, назад, я сам!» Думаю, что выжил благодаря крепкому организму. Золотухин меня как спортсмена здорово физически подготовил, - рассказывает бомбардир.
Первую скрипку в атаке сыграл новомосковец Мазалов. Пожалуй, Александр проводил лучший год в карьере, 19 забитых мячей это подтверждают.
Золотухин был вынужден перестроить игру и в обороне. Весной в армию призвали Игоря Иванкова, в центр защиты Дед перевел опытного нападающего Иващенко, и Александр не подвел.
Кульминацией незабываемого сезона стало дерби 30 сентября с калужской «Зарей». Соперники претендовали на призовую тройку, ажиотаж в Туле был невероятный. Билеты начали продавать за неделю до матча, болельщики выстраивались в очереди. В погожее воскресенье на Центральном стадионе имени 50-летия Ленинского комсомола собралось 20 тысяч зрителей, заполнены оказались даже балконы над проходами к трибунам. Такой аншлаг, по воспоминаниям старожилов, был только на матче Кубка СССР с «Пахтакором» в 1970 году и на решающей игре первенства со смоленской «Искрой» годом позже.
Продолжение следует